Любовь и кровь: история нонконформиста Августа Ландмессера
У людей и обезьян общие предки, но потомства от человека и обезьяны быть не может. Чрезвычайно простой критерий человечности, единственно точный критерий.
«Раса», «нация», «этнос», «народ», — всё это вздор, потому что представители этих вымышленных общностей могут иметь детей друг от друга. В истории человечества было множество попыток имитировать невозможность иметь детей — имитировать через запрет. Исключить из числа возможных брачных партнёров представителей какого-то «народа», «расы» и т.п.
Самая свежая попытка — закон Гитлера об охране германской крови от 15 сентября 1935 года. Евреем считался человек с ¾ «еврейской» крови.
За год до принятия закона, в октябре 1934 года, встретились и полюбили друг друга немец Август Ландмессер и еврейка Ирма. Через три месяца Ирма забеременела, через месяц после принятия закона она родила девочку. Назвали Ингрид, крестили в протестантской церкви.
Август родился 24 мая 1910 года, один из родственников описывал его как человека не городского, отчётливо «сельского» парня, которому удалось, однако, получить образование, манеры были не грубые. Вместе со своими родственниками по матери Август вступил в НСДАП в 1931 году — надеялся, это поможет найти работу. Не помогло, работу он нашёл без партийного блата, на верфи в Гамбурге.
Ирма родилась 12 июня, так что знаменитая теперь фотография (со стапелей спускают корабль «Хорст Вессель», сотни людей вскинули руки в нацистском приветствии, но Ландмессер стоит, скрестив руки на груди) была сделана на следующий день после её дня рождения, 13 июня 1936 года.
Ирма и родилась в Гамбурге, в 1913 году, в семье сефардских евреев. У неё было две старших сестры. Сефардские евреи Германии традиционно брали себе два имени — одно «христианское», другое еврейское, Ирма была ещё и Сарой.
В декабре 1931 года мать Ирмы развелась, а 28 апреля 1931 года крестилась, и две её старшие дочери тоже. Через год, 22 марта 1932 года, мать Ирмы вышла замуж за немца, чуть позже за немцев вышли и старшие сёстры Ирмы.
Если бы Ирма и Август поженились до 15 сентября 1934 года, их брак был бы зарегистрирован и даже по закону Гитлера им и детям ничего бы не грозило. Но — не успели.
13 июня 1936 года Ландмессер уже знал, что его брак считается преступлением против расы, «рассенштанде», а дочь Ингрид — незаконнорожденная. Через год — 6 августа 1937 года Ирма родила дочь Ирену. За год положение ухудшилось. 12 июня 1937 года был издан секретный приказ о наказании немцев, совершивших «расеншанде». Через две недели Ландмессер пытался из Гамбурга уехать в Данию, но его задержала полиция, а ещё через два месяца, 15 сентября 1937 года, его арестовали.
27 мая 1938 года судья освободил Ландмессера, приняв во внимание, что он полагал, будто Ирма не вполне еврейка (прадедушка был «ариец»). Это была слабая зацепка, но судья был добр. Разумеется, предполагалось, что преступление останется в прошлом. Но Ландмессер не только остался в преступной связи с еврейкой, но даже появлялся с ней на публике. Что ж, 15 июля 1938 года его арестовали вторично. Как рецидивиста, его приговорили к двум с половиной годам тюрьмы. Через три дня, 18 июля, арестовали и Ирму.
Ирма была отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Она умерла в 1942 году.
Ландмессер после тюрьмы был призван в армию и погиб в Хорватии в 1944 году.
Старшую дочь, Ингрид, разрешили взять матери Ирмы.
Младшая дочь, Ирена, была отдана в сиротский дом, потому что она была зачата уже после закона 1935 года, то есть, юридически у неё вообще не было отца, Ландмессер считался лишь отцом её сестры. Таким образом, закон сделал так, что у одних и тех же родителей одна дочь была еврейкой наполовину, а другая – еврейкой целиком.
Через два года Ирене подыскали приёмных родителей, но к тому времени у девочки на теле оказалось тридцать шрамов, некоторые длиной по нескольку сантиметров. Врачи предположили, что это результат либо падения с высоты (из окна), либо каких-то издевательств.
В течение нескольких лет за право опекать Ирену боролся гамбургский еврей, Герман Герсон, уволенный из судей в ходе расовой чистки 1933 года. Он писал в 1941 году в прошении на имя Гитлера, что умоляет сделать исключение для Ирены «в интересах девочка, которая, как и её старшая сестра, имеет 5/8 арийской крови. Я умоляю о снисхождении, потому что не нужно объяснять, что означает для ребёнка быть евреем всю жизнь. Сегодня в Германии это хорошо знают все». Прошение удовлетворено не было.
Брак Ирмы и Августа был признан законным отдельным судебным постановлением гамбургского суда в 1951 году.
Фотография немца-нонконформиста была впервые опубликована в 1991 году.
Возможно, на фотографии и не Ландмессер. На верфи работал Густав Вегерт (1890-1959), который всегда отказывался подымать руку в нацистском приветствую, обосновывая это тем, что он христианин. Они с Ландмессером были очень похожи — типичные арийцы. В отличие от Гитлера.
Главное: трагедии не было бы, если бы Ландмессер сразу женился. А он тянул, они сперва ребенка родили... И тут бац - указ о расе... Сёстры несчастной успели своих под венец подвести до указа... А отсюда мораль! Не откладывай венчания в долгий ящик! «Нацизм нечаянно нагрянет, Когда его совсем не ждёшь...»