Оглавление

Евангелие Процветания и Стабильности

Отличный социологический анализ: Райан Бердж сумел понять, среди кого наиболее популярно Евангелие Процветания. Оказывается, важных факторов два, но из них один сводится к другому: раса и зарплата. Поскольку раса в огромной степени определяет зарплату, то остается именно зарплата. Чем ниже доход, тем больше люди ищут в христианстве пути к богатству и здоровью. На графике слева — доход от 10 до 150 тысяч долларов в год, справа количество заинтересованных прежде всего в здоровье (темная полоска) и в деньгах (светлая полоска).

Трамп — прихожанин нью-йоркской церкви, где проповедуется именно Евангелие Процветания. Это движение в целом — не мейнстрим, хотя его проповедники блистают на телевидении и относятся к числу самых популярных. Но это единичные проповедники, а большинство американских евангельских христиан настроены скептически, но тонкость в том, что здоровые и богатые белые, плотно усевшиеся на вершине пирамиды, именно сидят. А под них копают низы.

Повторяю: раса тут важна. Недоделанный Гитлер Трамп опирается и на «черных», и на «латинос», не на всех, а на бедняков, которые мечтают пробиться наверх. Кинг, между прочим, был из «пробившихся» «черных».

На фоне резкого имущественного расслоения в США Британия оказывается близка к России. В Штатах финансирование прихода — дело рук прихожан, правительство цацкаться не будет. В Англии прямо как у нас: правительство выделяет деньги на содержание церквей, потому что церковь важна для общества. Верхи пытаются размазать масло так, чтобы низы не ворчали. Но масла не хватает. Выделяют в год 50 миллионов, а ремонт одной крыши — 600 тысяч. В Уэльсе за 10 лет закрылись четверть «исторических церквей», а «неисторических», насколько можно судить, не появилось. Церковь Шотландиидумает о закрытии 40% храмов. Приходы, чтобы выжить, пускаются во все тяжкие: в храмах проводят дискотеки, при храмах организуют музеи, чтобы привлечь богачей-туристов, а теперь додумались за большие деньги пускать в церкви переночевать с завтраком. Я не очень понимаю, какой от этого кайф, но платят. Назвали это чемпинг — слово-портмоне из «черч», «церковь» и «кемпинг».

«Церкви это живая и очень любимая часть истории Великобритании, и мы должны скорее предпринять усилия, чтобы не потерять чрезвычайно важное наследие». / Sir Michael Palin, Vice-President of the National Churches Trust added, “Churches are a vital and much-loved part of the UK’s history and we need to act now to prevent the loss of tremendously important local heritage.

Я бы сказал: история Церкви заканчивается там, где церкви — часть истории страны.

Youngman, Angela. ‘Every Church Counts’: New Campaign Aims To Save Britain’s Houses Of Worship

Burge, Ryan. Who Believes in the Prosperity Gospel?

 

Как и в России, в Англии речь идет прежде всего о поддержании знаков государственности, не о прошлом как таковом. Прошлое превращается в символ безопасности и стабильности.По той же логике в богослужении используются архаические языки и одеяния. В Штатах этому соответствует борьба за сохранение изображений Декалога в государственных учреждениях. «Кесарю кесарево, Богу Божие». Но кесарь — в наши дни коллективный кесарь — как раз и хочет прикрываться Божьим. Цепляется за прошлое. Встать на продуваемой ветрами пустоте агностицизма — страшно. Не только элите, но и низам. Тем более, что низы не совсем низы. «Совсем низы» — на аутсорсинге, в Китае, в Нигерии, в Индии. И у этих низов есть религия — суеверная, магическая, коллективистская. Вот этой угрозе и противопоставляется своя «история», «исторические ценности».

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.