Начало «современности», Модерна приходится на рубеж X и XI веков. Люди начали чуть иначе мыслить. Экономический подъём, «развитие капитализма», освобождение личности от внешнего принуждения, — всё это было следствием какого-то не очень понятного по сей день переворота. Следствия не все были позитивные, например, вырос уровень агрессии, нарушилось равновесие, характерное для предыдущих эпох. Начались еврейские погромы, крестовые походы, стали ограничивать права женщин (у многих народов до этого достаточно широкие).
Одно явление можно указать как критическое (хотя, скорее всего,не единственное, а может быть, и не главное). Отношение к человеку.
До XI столетия человек был активным существом. Человек философствовал, проповедовал, работал, любил, делая это как носитель самостоятельной воли. Человек был более, чем сейчас, включен в разнообразные коллективы, но при этом подразумевалось как самоочевидное, что решения человек принимает в конечном счете сам.
Первое проявление того, что нечто изменилось, видно в явлении схоластики. Очень быстро развилась целая сфера, которая не только обслуживала религию и право, государство и человека, но и претендовала указывать, почему человек должен делать то или другое. Религия — источник, фундамент, причина человеческого поведения, ума, идей. Религия не создается людьми из их опыта, оформляя опыт вечного, веру, надежды, а наоборот, религия создает людей.
Следующей на очереди оказалось государство, затем наука, потом философия. Они из порождений людей стали претендовать быть создателями людей.
Последним выдохом умирающей антропологии, для которой человек был самостоятельным существом в самостоятельном мире, стала философия Канта. Но будущее было не за Кантом, а за просвещением. Мир часы, люди детали часов. Молоточки и пружинки, стрелки и винтики.
XIX век увидел стремительный перебор вариантов этой философии, которую можно в целом обозначить как философию дегуманизации. Эта философия ставила своей целью поиск одной истины: что руководит человеком. Аксиомой для этой философии являлось, что человек сам вторичен. Он марионетка обстоятельств, но каких именно?
Гегель указал на государство. Человек — функция власти. Фейербах указал на материю, Штирнер на психологию, Конт на общество, Дарвин на биологию и, наконец, Маркс — на деньги.
Сегодня все эти взгляды живы, сосуществуют, хотя в очень «разбавленном» виде, но зато и распространены в культуре очень широко. Может быть, стоит выделить такое эхо Штирнера как вера в мозг, в нейрофизиологию человека как главный источник его взглядов и поведения. Отсюда и вера в то, что жизнь — конкуренция идей за доминирование. Человек сам не мыслит, он лишь предмет формирования через СМИ, интернет (впрочем, и деньги, и государство тоже входят в перечень). Следовательно, жизнь есть борьба за то, кто будет «творить» людей. Война за мозги прочно стала в один ряд с войнами совершенно обычного типа.
В этом контексте особое значение имеет гуманизм. Он бывает разный, но суть у него одна: убежденность в том, что человек сам себя определяет. Конечно, в «нормальных» обстоятельствах — не под гипнозом, не под пыткой, не в состоянии истерики. Определить «нормальные обстоятельства» невозможно, но они достаточно самоочевидны, чтобы люди ежедневно решали вопрос о вменяемости себя и других. «Вменяем», обладает собой, следовательно, существует, а религия, наука, философия, экономика, коммуникация — производные от человека.