Оглавление

1650 год: держать Богоматерь в руках! История Михаиэля Свертса

Михаэль Свертс (1618-1664). В 1646-1654 годах жил в Риме, большинство работ написаны там. Папа дал ему титул рыцаря Христа, Свертс подружился с Камилло Памфилии, родственником папы Иннокентия Х. Но религиозное обращение он пережил в Брюсселе, подружился с французскими католическими миссионерами, отправился с ними в Палестину но в Сирии они его выгнали, то ли нехорошее поведение, то ли за невменяемость, что, видимо, более мягкая формулировка того же неправильного поведения. Свертс, однако, самостоятельно добрался до португальских миссионеров в Гоа, где и умер. Подозревают гомосексуальность, поскольку писал борцов и купальщиков, но какая разница... У него есть изумительные портреты женщин из простонародья (вообще он специализировался на низах, самая голландская манера, модная тогда в Риме...). Но тут на Сотбис выставили картину из частного собрания престранной композиции.

Вообще Свертс был мастер по части аллегорий, тогда это было популярно, но тут все встали в тупик. Ну, аллегория, а смысл-то в чем? Высказывание о высказывании.

Полагаю, это случай, когда пытаться перевести живопись в слова неправильно в принципе. Если бы перевод был возможен, живописцы бы не живописали. Поэтому черный квадрат все-таки живопись — он не переводим. Все в живописи, что можно выразить словами, не живопись по определению. К музыке это тоже относится. Более того, все в текстах, что можно интерпретировать, тоже не текст, а лишь его поверхностность. Другое дело, что эссе об «Анне Карениной» может обладать абсолютно самостоятельной ценностью (это я льщу себя надеждой, что не напрасно его писал).

Конечно, не исключено, что и тут мотив гомосексуальности. Уж очень лицо Марии нетипично. Тогда это мужчина, который одет как Мария. У Свертса есть картина, где мужчина одет в женский костюм, причем тоже в белую тунику с голубой накидкой, а на голове тюрбан из желтого полотра. Сочетание цветов такое же (и такое же, как на знаменитой картине Вермеера "Девушка с сережкой" 1665 года). Впрочем, не исключено, что и в тюрбане изображена женщина. Налицо двусмысленность в отношении пола, и двусмысленность, возможно, преднамеренная. Цветок в руке, символ страсти, добавляет двусмысленности.

Примечательно, что никто не сомневается, что в тюрбане изображен именно юноша, а не девушка. Видимо, рука слишком смугла для девушки.

Однако, точно мужчина изображен на портрете Йозефа Деца (1624-1684), богатейшего амстердамского предпринимателя, 232 тысячи гульденов состояния. Было несколько братьев Дец, и все они позировали Свертсу в их бытность в Риме в конце 1640-х годов. Были они тогда молоды, младший (Иероним), даже юн Есть портрет, где Йозеф Дец смеется, показывая пальцем на, видимо, Стетса, который смотрит в зеркало с загадочной улыбкой. Все они потом обзавелись семьями, надолго пережили Свертса, но портреты свои хранили. Если и было что-то нетрадиционное в их отношениях с Свертсом, то оно осталось под спудом.

Портрет держит, видимо, сам Свертс, если судить по его многочисленным автопортретам. Которые, между прочим, хранились братьями Дец.

Вариант отзеркален, см. оригинал

 

Bikker, J. (1998). The Deutz Brothers, Italian Paintings and Michiel Sweerts: New Information from Elisabeth Coymans’s “Journael.” Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, 26(4), 277. doi:10.2307/3780847 

См.: История лица - Гомосексуальность - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.