В 1900 году в Кустанае на севере Казахстана создали женский Иверский монастырь. Два года спустя монастырь построил подворье там, где теперь поселок Октябрьский (4 тысячи жителей, добыча бокситов). В 1937 году монастырь был снесен, два десятка монахинь расстреляли в один день.
Через два месяца после победы Ельцина над Горбачевым, 20 октября 1991 года, священник Геннадий Субботин добился назначения настоятелем прихода, который взялся устроить храм из развалин подворья — и устроил.
В начале 1997 года Субботин с общиной перешли к «карловчанам» — митрополиту Агафангелу Пашковскому. Московская Патриархия заявила, что он более не священник, и стала добиваться изгнания из храма. На это у нее ушла четверть века.
В 2019 году епископ Костанайский Анатолий Аксенов приехал в Октябрьский и стал требовать освободить здание, но прихожане не послушались. На сайте епархии возмущенно писали: «Обстановка была тревожной и напоминала майдан». Многозначительное словечко!
Тем не менее, изгнание из храма состоялось только летом 2023 года. Возможно, потому что Аксенов был довольно странный епископ. Родился в 1958 году в Переславль-Залесском, шофер, в 1981 году поступил в семинарию, в 1987 году стал иеромонахом. В феврале 1998 года был поставлен в епископы Переславль-Залесского, назначен ректором Ярославского духовного училища, но уже в декабре того же года его перевели на край света, в Магаданскую епархию. Но и тут он не задержался, через полтора года его понизили до викария Тобольской епархии. Проходит 9 месяцев — и в июле 2001 года его вообще отправляют «на покой». Десять лет «на покое», и в 2011 году Аксенова направляют в Казахстан, но в августе 2020 года снимают и приказывают «пребывать на покое под наблюдением» наместника Сергиевой лавры. О причинах говорится глухо, мол, долго не бывал в епархии. А где бывал? Молчание.
Казахский суд, скорее всего, нарушил закон, отобрав у общины храм, но Казахстан ведь диктатура. Тут даже на квартирах запрещено служить без разрешения с регистрацией. В основном борются не с православными, а с мусульманами, с «неправильными» мусульманами.
В Октябрьском есть мечеть, небольшая, но с минаретиком, по большим праздникам до 300 человек. Приход Субботин — это 15 человек, из них четверо он сам и еще трое священников, но на Пасху бывает до ста человек.