«Организация Объединенных Наций» — название чрезвычайно обманчивое, обманчивое до лживости.
Это союз государств, а еще точнее, союз элит различных государств.
Слово «нация» призвано затушевать печальный факт: все современные государства являются этническими. Идея «нации» как «политической нации», где все этносы равны перед законом, есть лозунг, идеал, но не реальность.
В самых прогрессивных и демократических государствах всегда есть этническое большинство, которое разными способами старается сохранить себя как большинство, доминирующее в самых разных сферах жизни. Именно с этим связан так называемый (то есть, ложно именуемый) «кризис мигрантов»: государства Запада хотят сохранить свое этническое своеобразие.
Более того, ООН является не союзом равных и тем более не союзом демократий. ООН продолжает традицию «вестфальской системы» XVII века, в которой мир поддерживается благодаря договоренностям наиболее сильных государств, исполняющих функции полицейских. Это очень буржуазная система, сменившая систему монархий.
Демократические механизмы в буржуазных структурах помогают поддерживать равновесие между элитой и народом, но не отменяют самого существования правящей элиты, которая старается блюсти общее благо (отнюдь не совпадающее с правами человека).
Принято считать, что Первая Мировая война покончила с империями. На самом деле, она покончила только с тремя империями: Австро-Венгерской, Германской и Османской. Российская и Китайская империи сохранились, хотя и поменяли названия и провели некоторые реформы.
Победившие в Первой мировой войне Британская и Французская империи погибли как империи после Второй Мировой войны, а Российская и Китайская не погибли.
В результате пятеро несменяемых членов Совета Безопасности ООН — это именно Российская и Китайская империи и страны — преемницы Британской и Французской империй.
Это вполне патерналистская структура, не союз. Вот почему неверна конспирофобия, страх перед неким «глубинным» правительством, «мировой закулисой». Все ясно и прозрачно, только это неприятно видеть. Рузвельт в 1942 году назал эту пятерку «четырьмя полисменами» (Франция тогда была под Гитлером).
Устав ООН разрешает организации вмешиваться в дела суверенных государств, которые в ООН не входят (ст. 2, п. 6). Что устав писался представителями империй, в 1945 году вполне еще реальных, видно из того, что он предусматривает управление территориями, «народы которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными» (ст. 73). Это, между прочим, и об Индии, тогда частью Британской империи, и о Святой Земле.
Так что ООН изначально построена на противоречии провозглашаемых целей и реальности. Не «нации», не «народы», а государства. Не «суверенное равенство всех членов», не «самоопределение народов» (статьи 1 и 55), а попытки сильных стран быть полицейскими планетами, чтобы слабые не угрожали сильным и не шумели по ночам, а сильные не поубивали друг друга, как они пытались это сделать в двух мировых войнах.