За каждой войной следует пир победителей. Если победил агрессор, если победили «плохие парни», это не так ужасно, как когда пировать начинают «хорошие парни».
Пир победителей в Первой мировой войне привёл к намного более страшной Второй, главными жертвами которой стали отнюдь не пировавшие англичане, а немецкие евреи.
Пир победителей во Второй мировой войне длился до Йом Кипура 1973 года. Впрочем, гром грянул чуть раньше, в марте того же года, когда рухнул доллар. Но рухнувший доллар это полбеды, а санкции арабов против Запада — целая беда. Оказалось, что пир победителей шёл за счёт отнюдь не побеждённых, а совсем других людей, и эти другие люди потеряли терпение.
Примечательно, что далее развитие шло сходно в Свободном мире и в мире несвободном. Там и там закончились прекраснодушные мечты о всеобщем братстве — на Западе кончились хиппи и студенченские баррикады, в России оттепель. Там и там «мужички за себя постояли», возобладали ястребы, консерваторы, фундаменталисты.
«Возобладали» не означает «опять победили». Россия потеряла часть колоний (далеко не все). Америка подала это как «победу Рейгана в холодной войне». С таким же успехом можно подавать распад Британской империи как победу Сталина. Внутренняя слабость — главная причина любого распада, внешний напор всегда фактор второстепенный и случайный, необязательный.
Пир закончился, рост продолжается. Странный, причудливый рост, питающий милитаризм и имущественное расслоение. Растут победные реляции одновременно с запугиванием. Колониализм перешёл было в глобализацию, но сдулся, и решения проблем ищут в размежевании и обособлении, в лжи и самообмане, в сплочении и иерархизме.