Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Ранее

Переводчик евангелия от Иоанна Филарет Дроздов

Филарет Дроздов родился в Коломне в 1783 году, где его отец был диаконом и преподавал в семинарии. При рождении его назвали Василием, в 1806 году он сменил имя, стал монахом, в 1809 году священником. Епископом он стал в 1817 году, с 1821 года и до смерти был московским митрополитом до смерти в 1867 году.

Дроздов был сторонником перевода Библии на русский язык. Царь Александр Павлович создал Российское Библейское общество в декабре 1812 года, когда армия Наполеона была изгнана из России, а переводить Библию приказал в марте 1816 года, уже после окончательного разгрома Наполеона, когда победители создали «Священный Союз». Библия становилась, таким образом, одним из средств противодействия «революционному духу».

Дроздов был одним из приближённых императора и знал, что тот далёк от веры в Бога и «исторического христианства», то есть, от Церкви. Филарет вспоминал: «Когда пришёл двенадцатый год, тут он стал молиться». Правда, Александр I читал Библию на французском языке. Он даже удивился тому, сколько умных мыслей в этой книге. На вопрос своего фаворита Александра Голицына: «Да неужели вы прежде в церкви ничего не слыхали?» царь ответил: «Да в церкви, во-первых, диаконы орут так, что ничего нельзя разобрать, а во-вторых, я туг на ухо».

Про глуховатость самодержца митр. Филарет на склоне лет упоминал и в другой связи: «Перед двенадцатым годом правительство утратило доверие. Государя звали глухим тетеревом, императрицу Марию коровницей, и некоторые — пока Наполеон был вдали — ждали его, как освободителя».

Императрица Мария один раз послушала проповедь Дроздова. Больше его во дворец не приглашали.

Император, вспоминал владыка Филарет, ежедневно читал одну главу из Апокалипсиса и одну главу из других книг Библии. Это означало, что евангелия император читал отнюдь не каждый день.

Алексей Аракчеев, фаворит царя, был против перевода Священного Писания на русский язык и после смерти Александра добился у очередного автократа закрытия Библейского общества и сожжения тех выпущенных им книг, которые еще не были распроданы. В это время проповедь свободы и социальной справедливости, отождествлявшаяся с революцией, часто вдохновлялась прежде всего Евангелием.

Дроздов сыграл важную роль в истории России, потому что был посвящён в царскую тайну: после смерти бездетного Александра престол должен был занять его младший брат Николай, а не средний, умственно неполноценный Константин. Константин написал отречение от престола, хранившееся у Филарета, но оно не было сразу предано огласке и это толкнуло дворянских оппозиционеров («декабристов») на выступление. Николай Павлович из-за этого был недоволен митр. Филаретом.

Дроздов как представитель Церкви участвовал в заседаниях Московского тюремного комитета, который рассматривал апелляции осуждённых. В этом комитете был и римо-католик доктор Фридрих Гааз, который часто просил помиловать того или иного человека как невиновного, осуждённого по ошибке. Юрист Дмитрий Ровинский вспоминал:

«Филарету наскучили постоянные и, быть может, не всегда строго проверенные, но вполне понятные ходатайства Гааза о предстательстве комитета за невинно осужденных арестантов.

«Вы всё говорите, Фёдор Петрович, — сказал Филарет, — о невинно осужденных... Таких нет. Если человек подвергнут каре — значит, есть за ним вина...»

Вспыльчивый и сангвинический Гааз вскочил с своего места.

«Да вы о Христе позабыли, владыко!» — вскричал он, указывая тем и на чёрствость подобного заявления в устах архипастыря, и на евангельское событие — осуждение Невинного.

Все смутились и замерли на месте: таких вещей Филарету, стоявшему в исключительно влиятельном положении, никогда и никто ещё не дерзал говорить. Но глубина ума Филарета была равносильна сердечной глубине Гааза. Он поник головой и замолчал, а затем после нескольких минут томительной тишины встал и, сказав: «Нет, Фёдор Петрович! когда я произнёс мои поспешные слова, не я о Христе позабыл — Христос меня позабыл!..» — благословил всех и вышел.

Человек существует, поскольку Бог помнит человека. В Библии эта вера выражена в образе Книги Жизни, в которой написано имя человека, и человек жив, если Бог не уничтожит эту запись, не вычеркнет его имя из памяти. Один из преступников, распятый рядом с Иисусом, просил не забыть, вспомнить его в вечной жизни, в Царстве Божьем. Христос обещал.

См.: Евангелия - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Фридрих Гааз

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.