В чём качественное своеобразие «современности»?
Если мы определяем историю как развитие коммуникации, то «современность» определяется не количественно, как повышение количества данных, к которым открыт доступ любому человеку, а качественно — как снятие любых условий для доступа, любых цензурных ограничений и любых властных указаний по интерпретации и пользованию данными.
Не сам по себе поток данных огромен. Откуда вообще теория, то человек «захлёбывается в потоке информации», не может с нею «справиться»? Что с данными вообще нужно «справляться»?
Эта теория порождается антропологией насилия. Человек — существо, которым нужно управлять. «Мы» должны помочь человеку, сам он не справится. Кто «мы»? Претендентов множество. Государство, правительство, тайная политическая полиция, явная политическая полиция, комитет по защите нравственности, конституционный суд, антиконституционный суд, ООН, ФБР, СБУ, ФСБ, ЁКЛ, МНО и т.д. ad inf. Всё это маски, за которыми уверенность в том, что носитель маски может и должен «организовывать», «нести ответственность за» и т.п. Патернализм, властолюбие, цинический взгляд на «массы» и уверенный взгляд на себя.
Поток данных становится «современным», когда он становится нефильтруемым и неорганизуемым. Именно о таком потоке данных мечтали люди с тех времён, когда изобрели миф о блюдечке, по которому катается яблочко (ай-блюдце) и показывает весь мир. Интернет и социальные сети лишь воплотили то, что описывал Лесаж в 1707 году. Именно поэтому глупо досадавать на популярность коротких видео и т.п. Это же наслаждение, кайф, свобода — с жизни людей сорвало крышу, можно видеть всё, как оно есть. Прежде всего, именно видеть. Не «документальное кино», а просто всё видеть, без посредника.
Единственный посредник — сам человек, который может пытаться представить себя в лучшем виде, но, во-первых, всегда найдётся сторонний наблюдатель, который поместит всю твою жизнь без прикрас на всеобщее обозрение, а во-вторых, никто не идиот, и разглядывать, как человек пытается создать ложное о себе представление, иногда даже интереснее, чем просто подглядывать в замочную скважину. Поучительнее, больше говорит о человеке. Когда человек вполне наедине, он не совсем является собой. Выключенный из коммуникации человек — как человек спящий. Спящая красавица, будь она хоть трижды раздета — развлечение на пять секунд, а вот когда проснётся и заговорит, тогда самое интересное начнётся.
Тут Рубикон, тут современность — свободный поток данных. «Не справляется» — за этой формулировкой кроется и досада тех, кто зарабатывает на жизнь регулированием потоков данных, и злость тех, кто, действительно, растерян, дезориентирован и в этом смысле «не справляется». Не имеет системы координат, иерархии ценностей, идей, навыков, позволяющих «справляться». Но это проблема не потока данных, и инфантильности вполне взрослых дядь и тёть. Откуда инфантильность — понятно. Тысячелетиями информация регулировалась. Нищета и эксплуатация держали абсолютное большинство людей в информационной зависимости от элит. При этом элиты тоже, мягко говоря, «не справлялись». Не Эразмы и Декарты правили миром, потому что Эрам и Декарт знали, что миром — во всяком случае, людьми в мире — править и невозможно, и вредно, и просто срамотно.