Вот что изменилось в сравнении с 1970-ми? С 1990-ми даже?
Если я хочу, я теперь могу знать больше.
Для многих и сейчас 1990 год – это убили отца Александра Меня. Огромная трагедия? Ещё бы.
А что ещё 1990 год?
Теперь я знаю, что в том же году в январе в Сан-Франциско арестовали и посадили на 9 лет православного греческого священника Стенли Адамакиса (1941-2001) за развращение малолетних. Он отсидел семь и продолжил свои похождения, а в 2001 году был убит в Панорама Сити своим очередным любовником 24-летним Ту Луонг Хуа.
В том же году 1990 году убили другого греческого православного священника – только я не могу найти его фамилию – тоже где-то на Западном побережье. Но там убийцу нашли сразу, это была женщина, психопатка. У неё был своеобразный цикл: она начинала посещать какого-нибудь психотерапевта, а потом вламывалась к нему в кабинет, смотрела, что он о ней записывал, и устраивала скандал. После нескольких таких случаев муж переехал с нею от греха подальше в другой город. Она стала ходить к священнику, а потом вломилась в его кабинет… Только оказалось, что никакого кабинета у священника не было, никаких записей он не делал, а просто жил при церкви в комнатке. У неё в голове что-то переклинило, и она его зарезала кухонным ножом, благо готовил он себе в этой же комнате.
И только сегодня я узнал о ещё одном священнике, убитом в 1990 году.
Хосейн Судманд (Soodmand) родился в 1940 году в городе Мешхед на северо-востоке Ирана – примерно посередине между Гератом и Ашхабадом. «Мешхед» — это «место гибели», тут в 818 году сын Гаруна аль-Рашида отравил имама Реза. Тут и гробница имама, которого почитают мусульмане-шииты.
Когда американцы и англичане в 1953 году профинансировали путч, свергнувший демократически избранного премьера Мосадыка и вернувший в Иран шаха, Судманд был подростоком. Шахский режим был вполне военной диктатурой, но «про-западной», как в наши дни Турция или Саудовская Аравия. То есть, женщины могли одеваться по западному. А как там с нефтью, это отдельный вопрос. Путч был организован, потому что англичане не желали расставаться с иранской нефтью. Путч это ещё ничего, вот в 1909 году Англия и Россия не только организовали в Иране путч, но и вторглись туда. Но тогда не так пахло двойными стандартами – России не нравилось, что в октябре 1906 года шах уступил демократам, создал парламент и утвердил конституцию, так и в России была точно такая же революция, такие же уступки, только парламент царь разогнал сам, без посторонней помощи.
Когда Судманд служил в армии, он подружился с христианином, иранским армянином. Хосейн рассказывал потом, что во время болезни его друг молился о его выздоровлении и ночью он увидел Христа. Выздоровел, крестился, поэтому после армии семья его отвергла.
Юноша переехал в Тегеран, работал уличным торговцем, а потом переехал в Исфаган и стал работать в институте для слепых, которым руководили англичане. Тут он познакомился со своей будущей женой, слепой Махтаб Нурваш. В 1970 году они поженились, венчал их англиканский пастор Арасту Сайя, тоже иранец-неофит.
В 1977 году Судманд стал помощником пастора в церкви «Ассамблея Божия», а вскоре и пастором.
Революция 1977 года оказалась для христиан Ирака тяжелейшим ударом. Они казались агентами Запада – не западной демократии, а западного капитализма, того самого, который поддерживал диктатуру шаха и боялся иранской демократии. Что ж, боялись демократии, которая всегда риск, получили вместо одной диктатуры другую – черносотенную диктатуру аятолл. Такова логика страха и насилия, которые поощряют насилие же.
Через семь дней после свержения шаха убили пастора Сайю, в мае 1980 убили Бахрама Дехкани-Тафти, который был на венчании Судманда, на фотографии он поздравляет молодых. Бахрам был сыном англиканского епископа, первого иранца, ставшего епископом. Его отец бежал из Ирана шестью месяцами ранее после того, как в него стреляли.
У Судманда и Махтаб родилось четверо детей.
В 1980 году закрыли институт для слепых, Судманды перебрались в Мешхед. Хосейн успешно проповедовал, создал общину христиан, но власти не разрешили строить церковь, разрешили только на доме, где жила семья и где собиралась община, поместить вывеску о том, что это церковь. Его часто арестовывали, но обычно выпускали через несколько дней, за него хлопотал епископ Хаик Овсепян. Наконец, в октябре 1990 года его арестовали, а через два месяца неизвестности семье сообщили, что 4 декабря Хосейн был повешен «за создание незаконной церкви».
Епископ Хаик Овсепян (р.1945) бесследно исчез в 1994 году после очередного выступления с протестом против гонений на христиан. Правительство предположило, что его убили иранские моджахеды, противники аятолл, только вот расследовать убийство не стало.
Хосейн рассказывал дочери, что он был «как все», ребёнком ненавидел христиан, и однажды – ему был семь лет – бросил камень в женщину-христианку, которая несла кувшин с водой. Бросил, попал и убежал. Только он споткнулся и упал, а она к нему подошла, промыла ранку и сделала повязку.