Крымская война началась со спора о ключах. Россия возмутилась тем, что римско-католическому патриарху Иерусалима были даны ключи от церкви в Вифлееме. Российский министр иностранных дел Карл Нессельроде писал 11 июня н.с. 1853 года:
«Эта передача ... глубоко задела духовенство и все население греко-российского вероисповедания, ибо по идеям, принятым в Палестине, владение ключом означает само по себе владение всем храмом».
Турция заявляла, что владение ключом лишь знак почёта.
Нессельроде (1780-1862) говорил от имени России. По-русски он, правда, говорил и писал плохо. Ровесник Александра I он был сыном немца-католика и еврейки (дочери богатого бизнесмена), принявшей лютеранство. Он был крещён в англиканской церкви в Лиссабоне, где его отец тогда был послом России, и всю жизнь оставался протестантом. В 1812 года женился на дочери российского министра финансов Гурьева (одного из богатейших людей империи).
Николай I требовал, чтобы Турция уважала честь России. Эту честь он видел в праве и долге России покровительствовать «греко-российскому вероисповеданию». Даже не русским, а православным грекам, арабам, румынам, болгарам и т.п.
Что такое «честь», что такое «покровительство»? «Права наблюдений и замечаний», так это называлось в Кючук-Кайнарджикском договоре 1774 года.
Турция имела право наблюдать за положение мусульман в России и делать России замечания?
Нет.
Право России «делать замечания» вытекало, по фсловам Нессельроде, из «религиозной симпатии между 50 миллионами православных русских и большинством христианских подданных султана, влиянием древним, влиянием неизбежным».
Турция не уступила.
21 июня 1853 года российская войска в количестве 90 тысяч начали вторжение с целью захвата Бухареста.
При этом румыны, хоть и православные, ненавидели Россию, которая вместе с Турцией в 1848 году подавила движение румын за независимость и свободу.