«Распад» — самая страшная угроза для военного менталитета. «Распад СССР» — утрата завоеваний.
Весной 1991 года «распадом СССР» пугали слушателей представители самых противоположных лагерей российской политики.
Помощник Горбачёва Георгий Шахназаров писал после митинга 22 февраля 1991 года:
«На митинге … И. Заславский и другие будут заходиться в истерике, требуя немедленной отставки Горбачева и его команды. А на референдум 17 марта 1991 года радикалы выйдут уже с программой развала Союза ССР. И, потерпев поражение, добьются-таки своего».
При этом главные проблемы (милитаризация, отсутствие правового государства, экономический кризис) уходили в тень. Всё оказывалось подчинено идее сохранения колоний.
О «развале» речи не было. 16 ноября 1988 года Эстония приняла Декларацию о суверенитете, где говорилось не о выходе из империи, а о верховенстве республиканского законодательства над союзным.
26 мая 1989 года аналогичные постановления приняли в Литве, 28 июля в Латвии, 23 сентября в Азербайджане, в России — 12 июня (позднее и другие республики).
О выходе из СССР первой объявила Литва 11 марта 1990 года, предусмотрительно, до общего референдума. Горбачёв ответил военными акциями в Литве (погибло 14 литовцев) 11-13 января 1991 года. Эта независимость была признана сразу после победы Ельцина. Независимость Татарстана Ельцин признавать отказался и к 1994 вынудил татарскую номенклатуру отказаться от независимости, а Чечню начал в очередной раз завоёвывать.
Страны, которые хотели независимости более других, участвовать в референдуме отказались (Прибалтика, Грузия, Армения, Молдавия). Ещё до референдума, 9 февраля в Литве, 3 марта в Эстонии и Латвии, и после референдума 31 марта в Грузии прошли в разных формах голосования, где коренное население решительно выступило за выход из империи.
Кремль провёл псевдо-референдумы за империю. Это создало основу для последующей военной агрессии: в Грузии (Южная Осетия и Абхазия), в Молдавии (Приднестровье), в Эстонии (в районах с преобладающим русским населением).
Горбачёва упрекали в «развале СССР» те, кто был готов пролить ещё больше крови.