Савва Мажуко (1978) — родился и живёт в Гомеле, говорит и пишет на русском, популярный (и дозволенный в России и Белоруссии) писатель и телеведущий. В России издано 7 его книг. В журнале «Фома» Татьяна Шипошина, «Глубиной и чистотой звучания эта проза напоминает эссе Д. Лихачёва».
Вторжение в Украину поддержал публично и разнообразно.
Ему в одной программе человек говорит, что не может прямо высказать своё мнение о происходящем, потому что боится репрессии. Мажуко удивляется: не понимаю — говорите, только не нарушайте закон, в любой стране так устроено. Он делает вид, что не знает: приняты неправовые законы, незаконные законы, которые за высказывание своего мнения дают от штрафа до 20 лет тюрьмы. За пикет с пустым листом бумаги — наказание.
Мажуко — яркий пример деградации за последние годы. Это Кураев-лайт. Да, Кураев и сам был «лайт», бульварный вариант Честертон, но Мажуко это лайт в квадрате. Помесь Артемия Владимирова с Кураевым, но сильно разбавленная. Спрос есть на такое, и большой — среди казённых православных, конечно.
Мажуко — человек Гундяева, человек крайне лояльный. Он считает, что весь мир устроен наподобие Московской Патриархии. Вот у русской интеллигенции есть вождь, Иосиф Бродский, и этот вождь призывал превратить Вьетнам в парковку.
Это Мажуко взял из третьих рук кусок из воспоминаний Проффера. Воспоминания вышли после смерти Проффера, адекватность его записей (спустя много лет) сомнительна. Проффер, характеризуя тональность Бродского при обсуждении американских антивоенных студенческих демонстраций, употребляет слово «полушутя», но Мажуко этого не знает. Бродский был категорически против публикации этих воспоминаний — видимо, считал, что они не отражают его взглядов ни. В 1972, ни позднее. Главное же в другом: у Мажуко есть вождь — кто занимает место патриарха, Ридигер или Гундяев. А у интеллигентного человека вождя нет, по определению. Бывают интеллигентные люди — священники, как Мень. Для них и в Церкви не было вождя. Но у Мажуко вождей много, от Лукашенко и Путина с Ридигером, до Гомельского архиерея.
Политические взгляды Мажуко просты: «Я на стороне украинского народа и украинского государства, именно поэтому я осуждаю майдан, который является преступлением против государства Украина». В 2014 году в Украине произошла узурпация власти. Отсюда все беды, а Россия (и Белоруссия, через которую шли войска России) просто борются со злом.
Это Лукашенко и Путин — узурпаторы. Мажуко это отлично знает, но об этом молчит. Протесты против диктатуры Лукашенко в Белоруссии он осудил, призывал жалеть полицейских, которое ведь чьи-то дети, а вынуждены, бедняги, рисковать жизнью, арестовывая демонстрантов.
В Украине, что бы ни произошло на Майдане, уже прошли абсолютно свободные выборы. Что такое свободные выборы, Мажуко не знает,
Главный риторический приём Мажуко — утопить зло во вселенской смази: все серенькие:
«Чем Россия хуже Америки? Почему ее демонизировать непременно нужно? Она такая же, абсолютно такая же хищная, как и все прочие хищные страны вокруг. И по другому быть не может в этом больном мире. Или ты выглядишь как говядина и тебя сожрут, или ты способен быть опасным. Государство должно уметь быть опасным. Это, к сожалению, такие вот больные реалии нашего мира, поэтому политика всегда будет грязным делом … Я не оправдываю войну, я хочу сказать, что ничем Россия не лучше и не хуже других государств. Чем выше руководитель, тем больше он причиняет зла, и он вынужден его причинять. Это не оправдание, зло остается злом, а война есть зло. … Но иногда, насколько болен наш мир, война может быть меньшим злом. Увы».
Это цинизм, причём цинизм не Смердякова, человека униженного и оскорблённого, а цинизм преуспевающего карьериста.
Это цинизм избирательный, а потому особо сволочной. Потому что о Лукашенко и вожде Мажуко не скажет, что они хищники и зло.
А по факту это просто неправда.
Во-первых, зло американского милитаризма меньше зла милитаризма российского.
Во-вторых, нельзя выбирать из двух зол — во всяком случае, христианин не может такой выбор производить.
В-третьих и в главных, чужой грех не оправдывает своего. Даже если бы в Украине было то зло, которое декларирует Мажуко (вослед Кремлю), это не причина вторгаться в Украину.
Мажуко предлагает каждому заниматься своим делом. Беспокоится: русские перестанут стрелять, а украинцы? «Поэтому пусть военные занимаются своим делом, военные знают, что делают. А мы, простые люди, должны заниматься своим делом. Ни в коем случае не сеять ненависть. … Наша епархия, например, огромные суммы тратит на помощь беженцам».
Позиция не такая уж плохая. Отлично, помогай беженцам. А про политику молчи. Вообще молчи. Если ты такой простой, как сломанный карандаш, персонаж. Так ведь не смолчал же? Выступил по телевидению? Не против Лукашенко, против Зеленского.
Мажуко был задан довольно странный вопрос: почему так много споров о войне в Украине. Он ответил: «Мир стал сложнее». Мол, преп. Серафим Саровский ни о каких войнах не рассуждал. Да как же не рассуждал? Уйти в леса — это чёткий антивоенный поступок. Помимо прочего, конечно. И христианский пацифизм родился вместе с Христом, между прочим, и «блаженны миротворцы», и «подставь щёку».
Мир не стал сложнее, а споров об Украине кажется много, потому что в РПЦ с XVIII века власть использовала украинцев в качестве лояльного духовенства. Своего рода янычары. Оторванные от родной среды, украинцы — епископы и священники в России — вынуждены были особо лояльно вести себя в отношении к власти. Это и после Второй Мировой войны так продолжалось, ещё в 1970-е было непропорционально много украинцев среди российского духовенства. Кстати, не только украинцев — отличный пример чужака тот же Ридигер. Поэтому вторжение в Украину оказалось более значимо, чем вторжение в Грузию. К тому же неожиданно резкая реакция Запада повлекла материальные неприятности, что если не подлило масла в огонь, то прищемило хвост.
Слащавое, ватное — сахарная вата имеется в виду — розово-воздушное «православие» не само по себе сформировалось. Его сформировал тоталитаризм и милитаризм — российский и белорусский. Есть такой иудаизм, есть такое примо-католичество. Все, кто пытаются соединить служение Богу со служением несвободе, обречены на вырождение вот в такие мыльно-кровавые пузыри.