Мы живём в тоталитарной структуре, созданной Лениным. Ленин создал эталон тоталитаризма, где всё было запрещено на 100 процентов, по крайней мере, теоретически. Начиная, между прочим, с денег. Мало кто знает, что Ленин был шокирован, что НЭП открыл путь не товарообмену, а купле-продаже. Он искренне считал, что деньги можно взять и отменить.
Так вот, в сравнении с нормой что дал Ельцин? Свободных выборов он не дал — свободны выборы там, где есть право и независимые суды, а также экономическая основа для политики. Были даны
(1) право ездить за границу без разрешения парткома
(2) право эмигрировать без страха наказания
(3) право сдавать жильё
(4) право иметь валюту, не боясь расстрела
(5) право вякать (не путать со свободой слова)
(6) право быть гомосексуалом, не боясь тюрьмы
(7) право защищать права, не боясь немедленной отправки в концлагерь.
(8) право торговать где угодно чем угодно, хоть носками на улице.
(9) отмена смертной казни.
По мелочам: Мемориал, музей Рериха, центр Сахарова, Экспресс-хроника Подрабинека, Демсоюз, немножко как бы независимых вузов и школ, послабления религии, одна из религиозных организаций даже заменила систему марксистко-ленинской агитации.
Национальная независимость в число подачек не входила. Это были плоды борьбы с Горбачёвым, тактические уступки, которые были прекращены сразу после победы над Горбачёвым и началась реконскиста.
Что отменили, понятно. Первым отменили — еще Гайдар — право торговать на улице — и долго доотменивали, и в конце концов вернут просто тресты и главки. Затем отменили послабления в религии (поправки 1997 года). Потом отменили ЛГБТ. Затем правозащиту. Но все отмены частичные. Просто уменьшили дозу (напоминаю о дозировании свободы как сути тоталитаризма; не тотальные запрет, а тотальное дозирование). Кстати, свободный выезд за границу тоже ведь уменьшили — для силовиков, а это немножечко больше всяких нэпманов и клерков, это миллионов 5 человек.
Понятно, что будет дальше? Путин ищет предлог — и найдёт — чтобы (1) запретить валюту (2) полностью закрыть границу, пускать только по спецразрешениям (3) запретить сдавать жильё (4) отрезать интернет. Ну и по остальным параметрам закручивать потихоньку дальше.
Не надо думать, что он побоится взрыва негодования народа, который не захочет обнищания. Любой взрыв будет подавлен — не впервой. А когда проводили конфискационные реформы Сталин, Павлов, Гайдар — что, были взрывы? Не было. Ах, будет как в Венесуэле? Будет много хуже. Будет даже не как в Северной Корее. Будет как в России 1921 года. А бежать будет некуда. Ну, вымрет ещё полстраны. И что? А ничего. Заслужили-с. Не мы первые, не мы последние. И не надо ля-ля про неизбежность Нюрнберга-Гааги, про то, что Путин завтра падёт — это дешёвая контр-пропаганда Кремля через его марионеток типа Павловского, зачем на неё покупаться и забивать её пространство.
А наши квази-оппозиционеры ничего этого не знают и знать не хотят, и в 2022 году поместили в сети очерк, как Путин громил их СМИ — с 2011 года, считая, что это очерк гонений на СМИ вообще за всё время правления Путина! Они и не слыхали про расправы с «Экспресс-хроникой» и НТВ! Это какой-то предельный эгоцентризм. Кругозор мопса.