Мартовские иды 2022 года стали идами санкций. Острые кинжалы в грудь кесаря.
Правда, точно ли в грудь и точно ли кесаря...
История России с 1985 года есть история Китая с 1979 года с некоторыми модификациями. Тоталитарный режим перестраивается к выгоде элиты. В процессе перестроения были допущены на время доллар, свобода выезда за границу, чуть побольше частного бизнеса, свободы слова и собраний. Даже выпустили на время оккупированные страны на свободу, точнее, не смогли помешать им уйти, силы были отвлечены на схватку Горбачёва и Ельцина.
Как только Ельцин сковырнул Горбачёва, необходимость в послаблениях исчезла, началась неуклонная реставрация тоталитаризма, конечно, для подданных, а не для себя. Начали с отмены свободы совести, уже в 1992 году, и на это почти никто не обратил внимания, как и на попытку десанта в Чечню в ноябре 1991 года. Все занялись делёжкой того, что падало с номенклатурного стола. Падало мало — главные активы делились строго внутри номенклатуры, но кое-что перепадало «среднему классу», новому поколению аппаратчиков. Немного, если считать в процентах, но всё равно больше, чем до 1985 года.
Если бы не было войны, всё равно и доллар бы запретили, и выезд за границу бесконтрольный (который уже давно далеко не бесконтрольный и не для всех, только вот прикормленные оппозиционеры этого не замечали; и главное средство ограничения — просто о 90 процентов населения нет денег, просто нет денег). Вся демагогия псевдо-оппозиции о том, что режим не порвёт с Западом, потому что там ему комфортнее, была именно демагогией. Им некомфортно там, где свободен кто-то, кроме них.
Весь процесс реставрации был представлен как создание особого капитализма. Но это, конечно, никакой не капитализм, обычная государственная экономика, которая вовсе не исключает автономии отдельных «хозяйствующих субъектов». В России это государственная экономика к тому же на три четверти милитаризирована, это огромный ВПК, подобного которому нет нигде. Разболтанный, расхристанный, но это вшито в самой природе ВПК. Вся идеология строится на милитаризме классического римского типа: агрессия оправдывается как превентивная война. Не мы напали, на нас едва не напали, но мы вовремя упредили, и теперь мы вынуждены вводить смертную казнь и пр.
Война облегчит реставрацию. Осознанно или нет, будет она выиграна или нет. И дело не в том, вменяем ли один человек, а в том, что это система. Может быть, в школе вам этого не объясняли? А кто виноват, что вы решили верить школе? Только вы. Но и сейчас не поздно начать жить своим умом, а не эхом чужих расчётов. Но для этого надо как раз победить в себе эгоизм, который выдаёт себя за доверие власти или, напротив, за циническое недоверие всем и вся.
Я ничего против санкций не имею, точнее, приемлю яко нисполанные свыше. Приветствую тя, санкция Божия. Однако, у меня некоторое недопонимание. Вот вся власть Кремля основывалась на том, чтобы меня санкционировать. Пауперизация населения — отличительная черта Мордорчика, это уже у Щедрина в «Как один мужих двух генералов прокормил». Иногда это не слишком точно называют «сверхэксплуатацией», но ведь заставить человека за грош строить никому ненужную дорогу — не работа вообще. В простоте душевной я полагал, что мне урезали то, урезали сё, потому что это укрепляет их власть, включая военную. А тут оказывается, что и Запад мне урезает то, урезает сё с целью свергнуть эту власть, включая военную. Не понимаю! Либо-либо должно быть.
Или американцы считают, что голод побуждает бунтовать? Я читал одного такого эксперта, который подсчитал, что все бунты от недоедания, менее двух тысяч калорий — и аля-улю, дни режима сочтены. Правда, я не уверен, соотвествует ли это действительности. Американскую революцию точно не от голода произвели.
Или, напротив, американцы полагают, что голод побуждает складывать оружие и сдаваться? Ну, как вот изнурённые персы и персиянки сдались же в плен израильтянам. Но только вот у меня оружия нет, нечего складывать.
Точно понятно одно: если кто-нибудь когда-нибудь обложит американцев санкциями, они сдадутся. Каждый ведь проецирует на других представления о себе. «Вот я сделаю так — я бы на их месте сдался». Вот Китай объявит, что накладывает санкции на Эппл — и аля-улю...
В 1989 году я исключительно удачно бросил курить — как раз подорожали сигареты. Теперь я исключительно удачно вступил в возраст, когда ешь в разы меньше, чем раньше, а всё дорогое — типа сыры, сласти, соленья, колбасы — ещё и вредно.
Но вот за вождя мне реально обидно — он там, бедный, изнывает прямо под санкциями... И все они изнывают под санкциями... В эмиратах.