В 2021 году на острове Мэн был найден клад серебряных монет, из которых самая примечательная — с изображением короля Дублина Ситрика. Примечателен не Ситрик, примечательно изображение. Схожие монеты были известны, но эта отличной сохранности, видна твёрдая рука художника-графика.
Он не пытался подражать византийским монетам своего времени (как подражал автор золотой монеты с изображением Владимира Красное Солнышко). Несколькими штрихами создан яркий запоминающийся профиль. Рисунок напоминает шарады: сколько треугольников? Не меньше пяти, но их больше.
Современному зрителю первой бросается в глаза причёска, напоминающая головные уборы индейцев. При этом Ситрик носил прозвище Silkeskjegg — Шёлковая Борода. Можно переводить прилагательным — «шелкобородовый», но ведь Владимир не «красносолнышковый». Или сводный брат Ситника Яркне, который правил Дублином до него и был прозван Железное Колено: ну невозможно «железноколенный».
На портрете бороды не обнаруживается. Впрочем, если развернуть на 180 градусов…
Ситрик (для норвежцев Сигтриг) правил очень долго — с 989 года до 1036. Пережил четырёх своих сыновей (все были убиты в боях), последний умер в один год (1042) с отцом. Принадлежал к династии Ииваров, символом которой была птица, похожая на сокола Рюрика, только в профиль, в полёте.
Современник св. Владимира, Ситрик имел с ним общего знакомого — Олафа Трюггвасона, который жил одно время в Дублине и женился на сестре Ситника Гите. Олаф жил и в Киеве, был дружинником Владимира, но бежал: неудачно (или, напротив, слишком удачно) сложились у него отношения с женой князя — не с византийской Анной, а с другой, много их было; эту сага называет Аллогией.
Старшая сестра Олафа была, кстати, замужем за правителем Ладоги Рагневальдом Улофсоном.
Впрочем, у Олафа было минимум четыре жены, так что большого значения родству придавать не следует. Все эти правители были в родстве друг с другом, что не мешало им яростно резать друг другу глотки. Не из-за ресурсов, из-за чести. Ну, наверное, немножко и из-за ресурсов. Но честь дороже. Мы ж мужчины ж.
В 999 году Брайан Бору, утвердивший себя в качестве верховного правителя Ирландии, захватил Дублин и изгнал Ситника. Потом разрешил вернуться на правах вассала, но взял мать Ситника себе в жёны — она стала его второй женой, он для неё был третьим мужем, а Ситнику дал в жёны свою дочь от первой жены. Ситрик ещё на удивление долго удержался у власти и многих родных близких убил или пленил, получив затем хороший выкуп. Так и его самого несколько раз брали в плен, изгоняли, и умер он, в конце концов, неизвестно где.
Оксфордский профессор считает Ситрика и экономическим новатором, но исключительно из-за этих самых монет. Впрочем, монеты отражали процветание Дублина как порта, а торговали, похоже, прежде всего лошадьми. Ирландская сага рассказывает о том, как Освальд Гунлаг Илугасон посетил Дублин: Ситрик обещал ему в награду корабли и золото, но потом ограничился новой одеждой. Развитие экономики наглядно видно из истории 1029 года, когда сын Ситрика попал в плен и за него пришлось уплатить 1200 коров, 140 «британских лошадей», 60 унций золота и серебра и, что очень обидно, тот самый «меч Карла». Человеку, который вёл переговоры о выкупе, отдельно уплатили 80 коров.
Ситрик был христианин, в 1028 году совершил паломничество в Рим, создал в Дублине епископскую кафедру, построил для владыки собор Христа, самое старое сегодня здание Дублина.
Правда, среди подвигов Ситника разграбление церкви в Донапатрике и захват там «кольца Тора и меча Карла», такие вот святыни через запятую. Разорил Ситрик и Кельс с его знаменитым аббатством, причём многих убил прямо «посередине церкви». Не всех убил: викинги ещё и приторговывали рабами. В церкви городка Ардбракана Ситрик заживо сжёг две сотни человек.