«Желаю тебе быть достойным гражданином нашей великой родины. Несмотря на тяжелые испытания, которые мы все вынесли за минувшие годы ни на один миг наша Родина не оставляла заботы о тебе. … Всегда люби народ и землю, на которой ты выросла».
Это поздравление Сергея Королёва дочери, отправленное с космодрома 10 апреля 1953 года. Дочери исполнялось 18 лет.
Прошёл месяц со дня смерти Джугашвили-Сталина.
Эти слова дочь Королёва с придыханием повторила в 2019 года, уже рассказав о том, как Королёва арестовали, пытали, отправили на Колыму. Это её кредо.
Королёв писал искренне? Он ведь не сказал это дочери с глазу на глаз, а написал, а всё, что исходило из-под его пера, контролировалось чекистами и, если бы показалось хоть немного странным, было бы доложено Берии.
Вот дочь цитировала эти слова искренне. Юрий Дудь, автор кинофильма, где дочь это цитировала, поместил этот монолог в самый конец фильма о Колыме искренне, как некий «позитив».
Под пером Королёва слова были данью насилию, цензуре, слежке. Впрочем, если бы он и наедине такое сказал, они не были бы искренни, потому что «наедине» при тоталитаризме не существует по умолчанию. «Наедине» необходимо создавать даже между родителями и детьми. Интимное пространство не рождается вместе с человеком, оно строится, и легче построить космический корабль, чем глубину и доверие.
Самого Королёва невозможно винить — он был под караулом и надзором. А его дочь можно винить? Две трети жизни она прожила при официальном тоталитаризме, когда «руководящая роль партии» была закреплена в конституции. Прожила не дояркой, которой наплевать, следят за ней или нет, а прожила в кремлёвской номенклатуре. Не бунтовщица, не Светлана Аллилуева. Она, конечно — это показывает пример Аллилуевой — могла бы сделать усилие и понять, что написанное отцом лукавство и ложь, что никакая «Родина» никакой «заботы» ни о ком не проявляла.
Вот как с решением Дудя закончить фильм этим монологом? Уж он-то вроде бы свободный человек? Или он решил, что все свободны, каждый может и должен сам понять, что психика дочери Королёва искажена? Что это классическая психика людоеда, который начинает поедать чужой мозг, и отвечает за это сам. Не Королёв 1953 года виноват, что дочь в 2019 году произносит эту пропагандистскую ложь — про заботу — и не говорит правды о том, что не было «тяжелых испытаний», а были тяжелейшие преступления, что миллионы людей были убиты, а выжившие соучаствовали в созидании нового варианта Российской империи, стократ худшего, чем империя Романовых?
Не надо любить «наш народ и землю». Надо любить всех и каждого, где бы он ни жил. Надо любить того, кто тебе что-то дал, и того, кто тебе ничего не дал, и даже того, кто у тебя всё отобрал и тебя убил.
Полезно помнить, что космонавтика, которую создавал Королёв, была отнюдь не космонавтикой Циолковского — космонавтикой мирного заселения космоса — а была космонавтикой военной. Поэтому её щедро финансировали. Более того, это была космонавтика агрессивная, космонавтика первого ядерного удара, космонавтика пропагандистская, доказывавшая, что рабы Кремля могут всё сделать лучше, чем свободные граждане США.
Характерная ложь: бюст Королёва в кабинете дочери украшен не красным знаменем, под которым он жил, а трёхцветным знаменем. Впрочем, оба флага — лицемерие, уворованные символы.
Очень плохо, когда человек любит землю, на которой он вырос, а не правду, не людей, не свободу. Человек функция не от земли, а от неба. Родившийся в тюрьме, в концлагере, в зоне не должен любить место своего рождения.
«Страх — главный враг свободы», — говорит в конце фильмы Юрий Дудь.
Разве из страха Владимир Путин прокладывал себе к вершинам власти? Разве из страха делали и делают свои большие и маленькие карьеры жители России?
Алчность, властолюбие, жажда самоутверждения, — вот главные враги свободы. Враги бесстрашные, смелые, наглые. Именно такие враги в 1990-е годы вместо одной несвободы построили другую: свободу казнокрадства, вранья, лукавства, свободу krovavoy gebni. Смешно, когда Дудя за умеренность критикует Альфред Кох, один из убийц относительно свободного российского телевидения 1990-х. А он критикует, критикует из Германии, позиционируя себя жертвой той самой krovavoy gebni, приказы которой он исполнял.
Дудь заканчивает фильм моралью:
«Не бояться ничего значит быть отмороженным и глупым. Но бояться шороха, взгляда и, самое важное, собственного мнения, значит не рисковать, не интересоваться новым, не развивать себя, свое окружение и свою страну».
Это парафраз солженицынского девиза «жить не по лжи», призыва и лицемерного, и неверного. Жить надо по правде. Ложь разъединяет, обосабливает от людей, но «жить не по лжи» ещё не означает соединения с людьми. Солженицын жил одиноким гордецом, манипулировавшим людьми, боявшимся их, самоутверждавшимся за чужой счёт. Это не была жизнь по правде — в отличие от жизни Шаламова или Сахарова.
Не «шороха», не «взгляда» боятся современные жители России. Они боятся огромного, в несколько миллионов репрессивного аппарата, созданного в декабре 1917 года и продолжающего расти и управлять страной. Безнаказанно сажающего в тюрьмы, безнаказанно ворующего, безнаказанно воюющего, убивающего, лгущего. Реальность — не слащавая «Родина заботится о тебе», реальность опасна и, может быть, безвыходна.
Ключевое слово — «почти». Вот почему цитата из Шаламова, звучащая в фильме Дудя, оптимистична. Шаламов говорит о том, что колымские морозы безнадёжно замораживали душу, но добавляет «может быть». Этого «может быть» не было у Солженицына, изображавшего из себя непреклонного трибуна. Это «может быть» показывает и глубину ада, и размер надежды — крохотный-прекрохотный.
Что до «собственного мнения», то ведь то, что украинцы называют «ватой» — это десятки миллионов жителей России, которые считают «своим мнением» путинский коктейль из антиамериканизма, шовинизма под видом защиты слабых, имперскости под видом борьбы с фашизмом, милитаризма под видом миротворчества.
«Собственное мнение» не рождается с человеком и не приобретается вместе с собственностью. Оно — лишь функция от того, как человек познаёт себя, мир, других. А когда всё это делать, если зарплата маленькая, пить-есть надо, а не в позе лотоса сидеть?
Нет, не страх главный враг свободы. У свободы много врагов, и это враги смелые, деятельные, активные. Они действуют прежде всего в личной жизни каждого, а из неё захватывают и семейную жизнь, и профессиональную. Жизнь сложнее диснеевских мультфильмов, где чёрный страшный лес снаружи.
Вовсе не страх источник трусости, конформизма, холопства. Скорее уж, надежда. Например, истерическое отношение к фильму Дудя — не было такого отношения к фильму Красовского, намного более талантливому — сами фанатики объясняют тем, что 10 миллионов просмотров! Фильм «зацепил»! Очередной Бирнамский лес — пошёл! Надеются, что сейчас эти миллионы как топнут, как гаркнут — вот и нету таракана...
Пустая надежда. Надежда на количество, очень иррациональная. Какого качества это количество? В стране 80% работают на войну. Прямых силовиков миллионов 5, десятая часть «работающих». Только высшей номенклатуры в Москве несколько сот тысяч. Ну, посмотрели они фильм, благо имя гламурное. И что? И ничего.
Главное же — не страх и не надежда источник греха. Адам и Ева боялись Бога и потому согрешили? Прямо наоборот! Они внаглую захотели выгнать Бога из рая. И враньё, что тоталитаризм стоит не на высовывающихся и что учат не высовываться. Мораль совка — высунься, урви чужой кусок и скорее назад, а если спросят — всё отрицай, говори, что никуда никогда не высовывался. «Умри ты сегодня, а я завтра» — это «не высовывайся»?
Впрочем, и сами «надеющиеся» не слишком многого хотят. Они же не хотят демократии или европеизации России. Им вполне достаточно, чтобы страна вернулась в 2002 год. Ну и помнила о Сталине, о большом терроре, чтобы своих не трогали. А то Путин подошёл к опасной черте — на своих посягнул... А всяких там Свидетелей Иеговы или украинцев с грузинами — это другое дело...