Может ли современный человек понять древнего египтянина?
А как насчёт самого себя?
Хорошо, долой стёб. Себя я должен познавать, а не понимать. Материала для познания более чем достаточно, материальчик совершенно понятный, проблема в систематизации, отборе.
Можно ли понять евангелия, не зная Ветхого Завета, апокрифов и т.п.? Ну вот «блаженны плачущие, ибо они утешатся»: надо же знать, что не сами по себе успокоятся, а «их Бог утешит». Просто Бога не упоминали всуе.
В настоящем пониманию мешает перебор с информацией, в прошлом недобор.
Хуже того, мы оказываемся в информационной петле. Схоласт или древнеегипетский писец — они ведь знали о мире меньше нашего, в том числе, о своём мире. Иисус ошибался: цитируя Тору. Он сотой доли не читал того, что читают сейчас специалисты по Новому Завету. Платон, конечно, читал больше специалистов по Платону, но Платон старался от прочитанного оттолкнуться и писал радикально новое, никак из предыдущей и окружающей культуры не вытекавшее. Это сплошь и рядом: жизнь не бег по кругу, жизнь бег по кругу плюс альпинизм, спелеология, туризм, паломничество с карантином пополам.
Человек в сравнении с компьютером собака беспамятная, и это прекрасно. Помнить всё о себе означало бы не жить здесь и сейчас. Лес рубят, щепки летят, жизнь живут, воспоминания улетучиваются. Чтобы что-то сделать новое, нужно многое забыть старое.
В идеале жить означает всё знать, от сотворения мира до почему сосед блеванул, и забыть. Потому что эволюция эволюцией, причинно-подследственные связи связями, а главное каждый раз из ничего. Поэтому историки обычно плохие политики, хотя и лучше политологов (но политолог это вообще-то диагноз), а экономисты скверные предприниматели.
Невежество тупик и подвал, но и во многом знании мало многого. Валяться на пляже не означает плавать, но и лететь на самолёте тоже. Море житейское оно такое, а история и понимание это всего лишь ширина и глубина моря житейского. Так что всё не так плохо, как должно быть по логике и науке, хотя и не так хорошо, как должно быть по вдохновению и благодати.