Ленин отвечает за Сталина, потому что Ленин выбрал Сталина, воспитал его, дал ему неограниченную власть. Львов не отвечает за Ленина — впрочем, и Николай Романов, и Керенский, и Милюков.
Мы в ответе за тех, кого приручили, с кем подружились, но мы не в ответе за тех, кого не убили или не смогли приручить. Люди не животные, приручению не подлежат, они свободны.
«Ответственность» есть бесчеловечная, бюрократическая подмена солидарности в общении, в контакте. Ленин солидарен со Сталиным — лично солидарен. Вот Маркс — нет, не «отвечает» за Ленина и Сталина, как и за тысячи своих вполне приличных почитателей во вполне благополучных странах.
Вот почему спасённое человечество не растёт само собой как крапива. Спасение — в обретении солидарности. Не ответственности, а именно солидарности — с Богом и с другими людьми. Солидарность, в отличие от ответственности, есть явление коммуникативное и контактное. Оно вырабатывается. Ответственность — явление механическое, дочеловеческое. Солидарность надо выращивать, ежедневно реализовывать, это как совместная трапеза, как поцелуи, как любовь.