В истории Варака есть один странный оборот: «железные колесницы» — «ркб брзл». Якобы у нехорошего угнетателя Сисеры было девятьсот таких.
Проблема на поверхности: колесницы не бывали железными, не могли ими быть.
Колесницы появились после изобретения колеса со спицами, за 2 тысячи лет до р.Х. Благодаря спицам, повозки стали достаточно лёгкими, чтобы их могли быстро везти лошади.
Впрочем, два важных ограничения остались. Лошадки были низкорослые, раз, и колесница цеплялась через ремень или верёвку прямо на грудь. Чем быстрее бежала несчастная, тем более сдавливалась грудь. Галоп с колесницей был возможен только на небольшие расстояния. Но и этого было достаточно, чтобы с XVI века боевые колесницы стали мощным наступательным оружием.
Ситуация изменилась в XIII столетии до р.Х., когда вывели лошадей, достаточно рослых — как для того, чтобы везти колесницу, так и для того, чтобы нести вооружённого всадника. Именно конница и стала главной боевой силой. Впрочем, колесницы оказались не очень хороши и против метательного оружия: катапульт и копий. Колесницы остались для ритуалов, парадов и скачек, стали предметом роскоши как винтажные автомобили в наши дни.
Во всё время своего существования колесницы оставались деревянными. В гробницах фараонов сохранилось несколько колесниц. Все они шедевры умения облегчать вес конструкции. Какое там железо — там даже бронзы почти нет. Есть сочетание разнообразных сортов дерева, тщательно подобранных для наибольшей гибкости и прочности. Колесница целиком из железа такой же нонсенс как телефон из цельного куска мрамора.
Насколько колесницы утратили значение, видно из того, что Гомер полагал, будто колесницы подвозили вождей к полю бою. И только. В Илиаде (5.722-32) описана фантастическая колесница Геры с железными осями, ободами из бронзы, серебряными ступицами и золотыми шинами. Пожалуй, колесница Илии из огня всё-таки поэтичнее.
Были попытки вернуть колесницы на поле боя — так появились на рубеже эр колесницы с мечами, торчавшими из обода. Поэтому в Вульгате «железные колесницы» переведены как «колесницы с мечами». Но и особого распространения такие сооружения не получили (колесницы вообще маневрируют плохо, строю достаточно расступиться и пропустить их сквозь себя), да и по времени слишком поздно.
Было предположение, что «железные» означает «с железными гвоздями и пластинами». Но и это не соответствует тому, что известно о колесницах древности. От XII века до р.Х. в Палестине осталось 147 бронзовых и всего 3 железных предмета. Для всего Средиземноморья XII века пропорция такая же: 331/11. От Х века 45 и 53 (в основном эти остатки — наконечники стрел).
Что уж говорить о «золотых колесницах», которые упоминал Тутмос III в числе трофеев после битвы при Мегиддо. Позолоченные!
Тем не менее, был один регион и одно столетие, когда колесницы опять пошли в дело. В середине VIII века ассирийцы стали использовать колесницы с тремя лошадьми и тремя бойцами. Впрочем, и они имели вспомогательную роль, скорее парадную. Чуть позже, в начале VII века ассирийцы стали оковывать железными шинами ободы колёс. Это не слишком утяжеляло конструкцию, зато колёса стали намного прочнее. Изобретение быстро распространилось по Азии и Европе.
Вот это и могут быть те самые «железные колесницы».
Тогда «железные колесницы» — это указание на то, что текст написан не ранее VII столетия до р.Х. Что достаточно хорошо согласуется с общими представлениями современных историков о времени написания книги Судей. Другое дело, что написаны — одно, а выдуманы или зафиксировали устные сказания это совсем другое.
Фотография: бронзовый диск с изображением женского (?) лица, найден при раскопках в центральном Израиле у Кацира, Эль-Ахват. По предположению проф. Зертала из института археологии в Хайфе это навершие втулки, которая фиксировала колесо на оси. Такие втулки изображены на древнеегипетских барельефах, именно в виде человеческих торсов.
Drews, Robert. The ‘chariots of iron» of Joshua and Judges // JSOT 45 (1989) 15-23.