В немецкой и в английской википедиях дан хороший обзор концепции «расы господ» (Herrenrasse). В рувики, конечно, всё сокращено до пары абзацев про то, какие гнусные фашисты. Потому что идеология Маркса-Ленина-Путина есть подвид идеологии «расы господ», где «господа» — это Маркс-Ленин-Путин. Они скрываются под разными именами — «теоретики коммунизма», «авангард пролетариата», «борцы с международным терроризмом», но они особая раса, призванная руководить человечеством. Между ними и нами бездна, поэтому мы не можем голосовать, не можем быть свободны, и за этой бездной тщательно наблюдает тайная политическая полиция. Как спартанцы наблюдали за илотами. Впрочем, уже и не очень тайная.
Концепция чётко сформулирована впервые Анри де Буленвилье, который в начале XVIII века доказывал, что французская аристократия — потомки франков, а остальное население — потомки галлов. Но уже на полтора века ранее польская шляхта считала себя потомками сарматов, а русские дворяне возводил себя кто к итальянцам, кто к литовцам, кто к татарам, а кто — как Римские-Корсаковы — сразу к тем и другим. Тщательно сочинялись традиции и нормы, представлявшие дворянство расой, во всём отличной от крепостных.
Французские историки объяснили, что это враньё, потому что большинство аристократов из нуворишей-буржуа. Но в 1855 году Артюр де Гобино опубликовал знаменитое (позорно) «Эссе о неравенстве человеческих рас».
Гобино говорил о трёх расах, из которых лишь белая «порождает историю», но среди «белой расы» он выделял «арийскую», к которой причислял всю европейскую аристократию.
Была ли европейская аристократия сколько-нибудь выделенным биологически, «по крови», кластером? Ни в малейшей степени. Несмотря на частые кросс-кузенные браки, приводившие к вырождению, европейская аристократия всё-таки была невероятно пёстрым, неоднородным, многонациональным и очень текучим явлением.
Так что «раса» прежде всего — социальное понятие, не биологическое. Другое дело, что образование, которое давала и даёт русская школа, представляет расизм в карикатурном виде.
Заметим, что Ницше не был расистом. Его сверхчеловек — это любой человек, совершающий путь духовного роста.
Видимо, нужно заметить, что в истории случался расизм — правда, он так не назывался — основанный на реальном расхождении национальной принадлежности господ и рабов. Наверное, самый яркий пример — Спарта. Другое дело, что спартанцы не считали илотов неполноценными. Они делали их неполноценными, они возвели сегрегацию в такую степень, о которой Сесиль Родс и не помышлял, но они знали, что неполноценность эта артифициальная.
Вообще в истории расизм явление нечастое — если, конечно, мы отличаем расизм от других видов ксенофобии, когда одной группе людей приписываются некие дурные качества. Итальянцы — лентяи, немцы — педанты, французы — распутники, англичане — бездушные, американцы — бескультурные. Однако, такая ксенофобия легко порождает расизм как теорию и практику дискриминации.