Зачем изготовили Туринскую плащаницу? Зачем изготовили сотни тысяч — да-да, сотни тысяч — других фальшивых реликвий?
Первое объяснение: ради денег. Был спрос на реликвии, была и масса либертариан, не связанных моральными условностями и спешивших этот спрос удовлетворить.
Но почему был спрос? «Магизм», «суеверие», «дикость» — это не ответ, это видимость ответа.
А почему c XVI века до наших дней люди собирают автографы великих людей? Почему люди фотографируют и собирают фотографии? Почему люди вообще окружают себя знаками и символами?
По самым разным причинам. Интереснее другое: почему не все люди так делают и почему те, кто делает, делает это не всегда, и почему предсказать семиотическое поведение человека почти невозможно.
Основных мотиваций две. Человек подгоняет среду под себя либо человек подгоняет себя под среду. Обычно эти мотивации соседствуют в разных сочетаниях.
Отсутствие знаков — пустая комната с белыми стенами — отнюдь не бегство от знака, а знак, причём чрезвычайно мощный. Как и жизнь отшельника в келье под елью.
Другое дело, что завешивать комнату иконами может быть проявление веры, а может быть проявление суеверия. Не поговоришь с хозяином комнаты, не поймёшь. Да не поговорив, не поймёшь, Третьяковская галерея для посетителя — типа дембельского альбома или пир духа.