Пошла очередная антицерковная волна: мол, оказалась фальшивкой «табличка из Назарета», подтверждавшая воскресение Христа.
В ру-вики об этом ничего — сделайте там перевод английской статьи хотя бы, а вот обо мне, грешнем, прошу статью убрать. Не поправить, а тупо убрать.
В 1930 году выдающийся античник Михаил Ростовцев обратил внимание своего друга Франса Кюмона на каменную табличку в коллекции Френера (Национальная библиотека Франции). В описании коллекции камень значился как «мрамор, купленный в Назарете в 1878 году». Надо понимать, что именно потому, что в Назарет шли паломники, там был крупный рынок древностей, камень могли привезти откуда угодно. Размер камня 60 на 37,5 см.
Надпись предписывает казнить осквернителей гробниц. Это ужесточение: обычно за осквернение гробниц полагался денежный штраф. Император же приравнивал violatio sepulchri к богохульству против «манов — об этом свидетельствует термин «адиксиа».
Текст читается легко. Кюмон установил, что это перевод с латыни, выполненный, видимо, элленизированным сирийцем, и предположил, что это рескрипт. Ответ императора в ответ на запрос провинциального губернатора, а скорее всего, отрывок из рескрипта.
Кюмон, однако, предложил и другой вариант: кесарь, упоминаемый в надписи, это Тиберий. Пилат описал Тиберию воскресение как похищение тела из гробницы, Тиберий ответил этим указом. Кюмон заявил, что такой вариант «нельзя абсолютно исключить».
Это, конечно, не слишком научно.
Кюмон датировал надпись концом I века до р.Х. — началом I века. Нижняя граница — 44 год, когда Цезарь принял титул кесаря, упоминаемый в надписи. При этом нет титула «себастос», греческий аналог «августу», то есть, верхняя граница — 27 год до р.Х. К этому времени Август уже посетил Восток и упорядочил управление Сирией. Император разделил все провинции на те, которыми управляет сенат, и те, которыми управляет кесарь, и Сирия была подчинена именно кесарю.
Характерно для эпохи Августа и подчёркиваемое в надписи уважение к религиозным предписаниям.
Надпись из Назарета, конечно, быстро стала аргументом для прямолинейных ханжей: вот, евангельский рассказ подтверждён! Историки были осторожнее. Их интересовало, прежде всего, кому был обращён рескрипт. Видимо, не к евреям, потому что текст говорит о сугубо языческой, греко-римской религиозной практике. Оспаривалось и то, что надпись изначально была в Назарете, потому что Назарет при Августе был под управлением Ирода Великого, император не вмешивался в его дела.
Наверное, стоит упомянуть, что знаменитый библеист Метцгер считал надпись относящейся ко времени Клавдия, но избегал увязывать её с Евангелием.
Сегодня газеты вспомнили о надписи, потому что появился отчёт о геохимическом анализе камня. Это оказался мрамор с острова Кос. Это поддерживают раннюю датировку камня: во-первых, каменоломни Коса были закрыты при Августе, во-вторых, известно античное стихотворение о том, как жители Коса в 20 году до р.Х. ворвались в гробницу тирана Никия и осквернили его тело.
Сторонники «евангельского» контекста отмечают, что на Косе сохранились надписи, упоминающие Ирода Великого и Ирода Антипу, то есть, у острова были какие-то связи с этими царями.
Воскресения надпись в любом случае не доказывает, она может доказывать лишь кражу тела из гробницы. Доказать воскресение так же нельзя, как доказать злодеяния чекистов. Видеосъёмка не велась, да что уж там — ни одного самого плёвого журналиста из кремлёвского пула при этом не было.
Текст я перевожу, извините, с английского, если кто поправит по греческому, буду очень признателен:
«Эдикт кесаря. Я раж, когда могилы и гробницы, кто бы ни устроил их в знак религиозного почитания предков, или детей, или домашних, пребывали навечно непотревоженными. Но если окажется, что кто-то повредил тела погребённых или повредил им другим способом, или со злым умыслом переместил их в иное место, что было бы для погребённых несправедливостью, или передвинул памятник или надгробие, я этом случае я повелеваю, чтобы виновных судили как оскорбивших богов, чтобы защитить религиозные обязанности людей. Ибо весьма подобает воздавать почести похороненным. Да не стронет их никто ни за что. Если же кто-то не повинуется, пусть будет казнён за ограбление могил.
См. отличный обзор историографии: Ekaterini Tsalampouni, The Nazareth Inscription. A Controversial Piece of Palestinian Epigraphy 1920-1999.