Джон Спонг. Иисус для неверующих. В 2019 году вышла на русском в «Эксмо», а на английском вышла в 2007. 130 тысяч слов.
В сети на английском есть почти все книги Спонга, на русском есть ещё «Вечная жизнь: новый взгляд» (70 тысяч слов).
Джон Шелби Спонг. Родился в 1931 году, епископ Епископальной Церкви США, американское ответвление Англиканской церкви. Солидная церковь для солидных людей. Номенклатурная церковь. От англиканской отличается тем, что обходится без монархии.
С 1979 по 2000 был епископом Ньюарка.
Читая его книги, я всё время вспоминал профессора из первой серии «Поттера»: самодовольный позёр-невежда, рекламирующий себя направо и налево, паразитирующий на всякой новой моде, лишь бы находиться на гребне.
Его честят еретиком, но чтобы быть еретиком, надо быть верующим, а Спонг не был верующим вообще никогда, и он этого не скрывает.
Вот что получается, если человек вырос в недрах наследственного коллективистского христианства. В подростковом возрасте он был очарован пастором, у которого была белоснежная машина с откидным верхом, и стал сам пастором, потом епископом.
Беда, что у паства у него, скорее всего, такая же. Вера как исполнение процедур. Часть «системы». Модернизм как отказ от процедур, догматов и всего прочего, но с сохранением титулов, званий и почёта, их сопровождающих.
Начинал Спонг в 1974 книгой на модную тогда тему иудео-христианства, о Евангелии с еврейской точки зрения — «Еврейский Господь». В 1989 году пишет уже «Евангелия как мидраш». Затем подключается ко второй модной теме: наука доказала, что Бога нет, библеистика развенчала Библию, поэтому надо освободить веру от антинаучных слов о Боге и превратить её… ну, во что? Во что-то такое-эдакое…
Это обычный материалист-атеист, довольно воинствующий безбожник, который считает религию проявлением истерического отношения к жизни. Ссылается на Бонхоффера, который писал мимоходом, что нужно освободиться от религии. Но Бонхоффер-то под религией имел в виду старое доброе фарисейство, а Спонг — веру. Спонг даже не подозревает, что в религии есть что-то кроме обрядности и формул. Это абсолютно казённый тип. Иисус для него — символ победы над верой в Бога:
«Так можем ли мы научиться жить без религии? Думаю, можем. И, что еще важнее, думаю, мы просто обязаны. Когда умрут все религии, основа которых — внешняя сущность, только тогда наконец станет заметным мистический союз со всем, что есть в мире. Это стало ясно мне благодаря четвёртому Евангелию — в большей мере, чем благодаря любому из остальных трех или всем им, вместе взятым. В этом Евангелии человек Иисус настолько неразрывно связан с значением Бога, что никакой обособленности нет и в помине … Глядя сквозь призму мистицизма, я вижу в Евангелии от Иоанна историю жизни не божества, вторгшегося в мир, а человека по имени Иисус из Назарета. Однако в Евангелии этот Иисус наделен таким глубоким и свободным самосознанием, что для Него обычные человеческие барьеры исчезают».
«Воскресила ли Иисуса из мертвых внешняя сверхъестественная сущность? Можно ли объяснить воскресение тем, что Иисус, будучи божеством, был наделен даром бессмертия, которым, как было принято считать, обладают лишь боги? Или победу Иисуса над смертью видели в том, что Он был совершенным человеком, столь глубоким и цельным, и потому его жизнь открылась тому, что мы называем божественным, хотя оно непрестанно присутствует в глубине нас самих? Превзошел ли Иисус препятствие смерти потому, что преодолел границы самосознания и вошел в безвременье сознания вселенского? Традиционные формы религии неизменно настаивали на первом из объяснений: Иисуса воскресила божественная сила, и бессмертием он обладал изначально. А я хочу предположить, что второе объяснение, а именно — воскресение во всей полноте сознания и человечности, — является более близким к истине и даже точным с библейской точки зрения».
То есть, вера в том, чтобы не веровать в Бога, а войти «в безвременье сознания вселенского». Вспоминается пародия Владимира Сергеевича Соловьёва на декадентов: «Горизонты вертикальные в шоколадных небесах».
«Задача религии — не превратить нас в «правоверных», а углубить в нас личное, постичь силу жизни, расширить наше сознание, тем самым явив нам то, чего «не видит око»; и найти человечность, которая выражает себя в способности отдавать».
Никого не обижать, а иногда сбрасываться на лечение больных.
При этом Спонг не замечен был в антивоенном движении, да и вообще ни в каких особых движениях. Не пикетировал военные базы в США, как некоторые... И не мать Тереза... Христианское теоретизирование он сменил на гуманистическое теоретизирование.
«Еврейские глаза», которыми Спонг якобы глядит на Иисуса, ни при чём. Он глядит на Иисуса глазами Невзорова, чистые голубые глаза неверующего, материалиста. Еврейскими глазами на Иисуса глядел апостол Павел. Который был тупой религиозник, с точки зрения Спонга. Он, впрочем, акцентировал другое: Павел якобы был гомосексуал. Ну да, в моду вошла тема сексуальных меньшинств, Спонг подключился.
Все ссылки Спонга на науку, включая библеистику, которая якобы доказала, что Библия вздор, точно так же — для отвода глаз. Но главное — его ссылки на христианство, на либеральное христианство — тоже не по делу. Он не либеральный христианин, потому что он и не христианин, и не верующий вообще. Но уж очень, видимо, хочется называться епископом. Спонг называет себя «нетрадиционным христианином», но с таким же успехом можно ромашку назвать нетрадиционной мошкой. «Нетеистический Бог», которого он популяризирует, это «небожественный бог». Невоскресшее воскресение.
Спонгу крепко доставалось от многих — например, от известного специалиста по Новому Завету Реймонда Брауна, на которого Спонг часто ссылался, а тот отплёвывался от такого союзничка. В 1998 году Роуэн Уильямс, тогда архиепископ Кентерберийский, с присущей архиепископам сдержанностью, назвал идеи Спонга «конфузией и неверной интерпретацией».
Помимо прочего, Спонг чрезвычайно повторяется, многословен, патетичен… В России такие тоже появятся, это неизбежный побочный продукт номенклатурной религиозности. Казённая религия закономерно перерождается в казённый же нью-эйдж. Это расширенное сознание? Это расширенная болтология.