Редкий образец искусства Ирана — Ирана парфянского периода. Редкий вообще, но ещё и скульптор гениальный. Тут не власть, как в статуях Августа, тут свобода. Не Мухина, а Майоль. Август — молчащая статуя, римские лица все молчат, они как лица покойников, обработанные гримёрами из конторы ритуальных услуг, а эта — говорящая.
Израильтяне любят заявлять, что вот они — подлинные потомки Авраама, а в Иране пришлые, не имеющие отношения к древности, но по этой статуе хорошо видна преемственность антропологического типа (генетика это подтверждает). А вот что общего у Михоэлса и Натаньяху — не вижу. Мне кажется, это антропологические полюса.
Статуя датируется широко, по одежде, периодом Парфянского царства, 250 гг. до р.Х. — 226 г. после.
Находится в музее Тегерана (руки не сохранились). Найдена в 1935 году на берегу ущелья Шами, к северу от города Изех, это центральный Иран, ближе к Заливу. Высота статуи 194 сантиметра (вполне возможно, имелся в виду реальный человек такого роста), голова отлита была отдельно и оказалась чуть меньше, чем следовало бы по пропорциям. Такая одежда и вооружения были распространены по всей Центральной Азии до Бухары. Схожий меч как раз под Бухарой был найден при раскопках. Кафтан похож на одежду из Пазырыкского кургана на «татуированном человеке».
Шами — ущелье, на обрыве стояла небольшая крепость, которую было легко оборонять, но где вряд ли постоянно жили. Тут найдены постаменты ещё от нескольких статуй — очевидно, это были статуи предков, их было принято сооружать вплоть до подъёма Аршакидов. Как Карлштейн в Чехии — загородная сокровищница.