Мне очень жаль, но мне нравятся слова митр. Иллариона Алфеева, сказанные 9 марта:
«В некоторых случаях будут использоваться одноразовые ложечки для причастия. Такое уже сейчас имеет место в тех случаях, когда священник посещает в больнице тяжелобольного человека с ослабленным иммунитетом, которому врачами предписана полная изоляция. Тогда священники причащают человека из одноразовой ложечки».
Единственное, я бы добавил очень простую и никаких догматов не нарушающую меру: священник должен причащаться последним, а не первым.
На канонической территории Кремля — куда входит и Италия, и весь мир МП будет вести себя так: «Если беда коснется России или придет в другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви, то, конечно, мы будем на нее реагировать, в том числе следовать рекомендациям органов здравоохранения. Например, наши приходы в некоторых областях Италии уже получили предписания от местных властей вплоть до того, что на какое-то время они должны быть закрыты и в них не должны совершаться богослужения».
Хотя лично я вижу разницу: можно закрыть храм, а службу в нём всё-таки совершить, хотя бы и одному.
Любопытна замена «канонической территории» на «каноническое пространство». Я бы предложил уж прямо «канонический космос», «каноническое пространство/время».
Алфеев не удержался — впрочем, не думаю, что он пытался, это его работа — и устроил попутно обличение Украины:
«То, что происходило на Украине, когда люди забрасывали камнями автобусы с прибывшими из Китая своими соотечественниками, — причем это были не зараженные люди, просто те, кто забрасывали их камнями, боялись, вдруг через этих людей передастся зараза — это, конечно, выходит за рамки допустимого. Особенно то, что в этом участвовали так называемые «священнослужители», я говорю так называемые, потому что это были «священнослужители» из ПЦУ — структуры, которая была создана Константинопольским Патриархатом, и мы их не считаем священнослужителями. Но они, тем не менее, участвовали в этих погромах. Что касается канонической Украинской Православной Церкви, то она не только не стала отмежевываться от этих людей, но, наоборот, один из её иерархов их посетил».
Кстати, это дважды ложь: не было «священников ПЦУ» — был один-единственный молодой энтузиаст. Отец Димитрий Педына, бедолага потом оправдыввался: ««Уже пишут, что я якобы подстрекал народ сжечь заживо приехавших из Китая. Я лично никого не подстрекал. Там, возле санатория, стоят мои прихожане, все наше население. Мы не против того, чтобы эвакуированные граждане вернулись на свою родину. Но руководитель полтавского департамента здравоохранения не исключает, что прибывшие могут быть носителями коронавируса».
По речи Алфеева можно подумать, что синод ПЦУ прямо приехал и организовал погром. Разумеется, за куда более омерзительные выходки священников Московской Патриархии Алфеев отвечать не собирается — тут у него включается двойной стандарт.
В «Независимой газете» Артур Приймак написал статью под названием «Коронавирус вызвал религиозную истерию в Украине. Священники убеждали толпу изгонять вывезенных из Китая соотечественников». При этом в самой статье говорится лишь об одном священнике, который никого не убеждал, а присоединился к пикету. Более того, Приймак сам же в статье написал, что ПЦУ дезавуировало действия священника:
«20 февраля глава ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко) выпустил срочное обращение по поводу «вирусного майдана» в Новых Санжарах. «Страх вынуждает людей к отторжению прибывших из зоны заражения в Ухане. Церковь не может отвечать за медицинскую сторону вопроса. Но мы обязаны отреагировать на моральную сторону того вызова, с которым столкнулось наше общество. Пусть страх перед коронавирусом не затуманивает у нас разума и совести», — заявил Епифаний».
Невероятно, чтобы Алфеев не знал об этом заявлении митр. Епифания. Знал, но солгал через умолчание, чтобы очернить тех, кого приказано очернять Путиным.
Вторая ложь: иерарх не посетил «людей», он приехал в штаб карантина и предложил свои услуги. Причём, никто из тех, кто находится в карантине, не просил о таком приезде. Пришёл не звал — ушёл не гнан. Зато очко как бы заработал для Москвы. Смелый, добрый.
Правда, еп. Вениамин свои мотивы описывал иначе: «Причина была простой и единственной — пастырская совесть. Она меня просто выжигала. Мои дети там и их «болезнь» была очевидной для миллионов смотревших в экран телевизоров и мониторов. … Собрался, поехал: служил, молился, проповедовал, передал духовную литературу. На последнее действие возлагалась моя личная тайная надежда — вдруг эти обстоятельства станут для кого-то трамплином в Небо».
Следует отметить противоречие в дискурсе: с одной стороны, епископ ехал к «своим детям», как пастырь к своим овцам, с другой — он надеялся, что кого-то сделает овцой, обратит к небу. То есть, реальных, конкретных верующих, которые бы его просили о прииезде, не было. Классическое «морганатическое миссионерство», когда предпочитают проповедь не здоровым, а больным. И, конечно, утверждение себя в качестве единственного нормального, законного, каноничного пастуха на территории.
В чем специфика прихожан (и духовенства) Московской Патриархии в Украине? Они как в чистилище: вроде бы в Европе, но при этом родные танки в нескольких часах езды, а у кого и в десяти минутах. Рай рядом, но и ад неподалёку, и совершенно непонятно, что они считают раем, а что адом. Судя по тому, что ко мне они в целом предпочитают не обращаться «отец Яков», а просто никак, всё-таки ад это Европа.
Парадокс в том, что конформизм в этой ситуации приобретает не пассивный, как ему положено по природе, а активный характер. Нежелание что-либо менять, абсолютно оправданное и позитивное в нормальном обществе, в обществе, которое уже родилось в другой мир, превращается в если не в пятую колонну (хотя не без этого, как в случае активного использование тем же Алфеевым случая в Санжарах), то в демонстрацию силы чужой силы. И когда это производится под тамтам разговоров о душе и благодати (и безблагодатности), это довольно гнусно. Гебешный стиль Шевкунова, аппаратчиковый стиль Гундяева, кожиновский стиль Шаргунова, — все, вместе взятые, не так омерзительны и опасны как гэрэушный стиль Алфеева и Правмира, псевдо-интеллигентный стиль «Фомы» и Николы-в-Кузнецах. Зомби должны быть с гниющей плотью и гнилыми зубами, как Шевкунов и Гундяев, а не в джинсиках и свитерочке, хотя бы «духовных».
О визите:
«Епископ Новосанжарский Вениамин (Погребной) посетил зону карантина в Новых Санжарах и предложил помощь вернувшимся из Китая украинцам.
21 февраля 2020 года викарий Полтавской епархии УПЦ, епископ Новосанжарский Вениамин (Погребной) посетил санаторий Национальной гвардии Украины в пгт. Новые Санжары Полтавской области, где разместили вернувшихся из Китая украинцев. Об этом написал на своем канале в Telegram епископ Барышевский Виктор (Коцаба).
«Владыка заверил руководство штаба о готовности Полтавской епархии Украинской Православной Церкви круглосуточно предоставлять всю необходимую духовную помощь тем, кто в ней нуждается», — сообщил епископ Виктор».