Упадок религии есть явление несомненное. Утешает, что это упадок организованной религии. Стало ли меньше веры, мы просто не знаем. Однако, мы знаем, что вера без религии не бессмысленна, но бесплодна и обречена на исчезновение. Организованность вовсе не раковая опухоль жизни, а другое название солидарности.
Старые формы солидарности, основанные на принуждении со стороны коллектива — семьи, нации, государства — должны исчезнуть. Это инквизиторское формы. Но им на смену должна прийти не расплывчатая религиозность — она исчезнет через пару поколений, а новая солидарность.
К тому же, рядом с упадком религии мы видим упадок науки, упадок философии, упадок гуманизма, упадок литературы. Упадок в виде фальсификаций, имитаций, подмен, но и просто количественный упадок.
Возможно, во Второй Мировой войне были убиты многие незаменимые люди.
Вероятнее, главная причина в другом: свобода не может быть прямолинейной. Освобождение испытывает и дурное, и плохое в человеке. Освобождается и потребительство, трусость, агрессивность, а не только доброта и человечность. Когда же свобода сопровождается обогащением, испытание тем более сложное. Мировой кризис не поможет — бедность ожесточает ещё пуще богатства. Поможет именно то, что более всего находится под угрозой — речь, коммуникация, открытость.