Среди американских сторонников Трампа большинство люди неверующие вполне. Но среди американских протестантов большинство — сторонники Трампа. Явление новое для Америки, потому что раньше евангельские христиане и баптисты не поддерживали аморальных политиков, а тут поддержали.
Аргументация, к примеру, прозвучала в программе «Транс-атлантическое радио». Баптисты, эмигрировавшие из России Микс Хоук (Новожилов) и Петр Новочехов заявили, что президент — всего лишь наёмный работник, профессионал.
Микс Хоук даже слегка зарапортовался и стал объяснять, что хороший автосервис не тот, где наклейки с изображением креста, Библии, Рыбы-Христа, а где под байкеров заточены, могут и сатанинский символ повесить. Потому что байкеры ездят на больших скоростях, им нужен качественный автосервис, а христиане и не гоняют, да и схалтурить могут как автомастера.
Это лукавство. Любой баптист, пресвитерианин, лютеранин в другой ситуации исповедует другой, правильный стандарт. Как сказал Господь: из одного источника не может течь разная вода. Если человек лжец, то он будет и плохой сантехник. Вопреки российским мифам, мастерство — пропьёшь. Мастер неаккуратно складывает инструмент — он и сварку сделает неаккуратно.
Другое дело, «интим». Он потому так и называется, что к профессии отношения не имеет.
Так христианские трамписты исповедуют двойной стандарт. Они прощают Трампу именно то, что ставят в вину Клинтон — лживость. А президент не должен лгать, в том числе, плохо, что Клинтон солгал, будто у него «не было секса с этой женщиной». Лжесвидетельство под присягой. Но Трамп много лживее Клинтона.
Что до интима. Тут у Микса Хоука некоторая непоследовательность. С одной стороны, он подчёркивает, что Трамп вроде бы покаялся году в 2013-м. С другой стороны, он же оправдывает распутство неверующих мужчин: мол, «если у мужчины не было много женщин, значит, у него не было много денег». Мачизм, женоненавистничество, как раз характерные для Трампа и его поклонников и абсолютно недопустимые для христианина.
Интимная жизнь президента, видите ли, не имеет значения для его профессии. А вот в протестантскую семинарию не примут гомосексуала, даже если он прекрасный математик. Да что там мастер! Когда кондитер не делает делать торт для однополой свадьбы, интимная жизнь не только кондитера, но и заказчика вдруг оказывается частью «профессионализма».
* * *
Христианские трамписты возглашают, что люди по природе греховны, поэтому надо ограничивать власть чиновников.
Люди по природе греховны, да. Поэтому надо ограничивать власть чиновников, да. Власть чиновников надо ограничивать, не возвращая власть белокожим мужчинам, отцам семьи. Эти ковбои тоже ведь греховны! Власть чиновников надо ограничивать властью других чиновников. Как власть мужа надо ограничивать властью жены.
Точно так же религия — не просто паразиты на вере, как часто можно слышать. Религия это способ купировать греховность, которая и в верующих есть. Настоятель святой человек, а всё же пусть приход контролирует приход и расход, пусть будет епископ, который может, если что, выступить мировым судьёй.
Тот же алгоритм в науке — в современной науке, которая сформировалась как институция в XVII веке, копируя алгоритмы церковные, потому что это рациональные алгоритмы. Противопоставлять веру и религию — как противопоставлять учёного Академии наук. Все учёные такие учёные, а всё же эксперимент нужно перепроверять, диссертации нужно критически оценивать, должны быть и лифты для гениев, и фильтры от мошенников, как в науке, так и в религии, так и в политике.
При этом власть Трампа ограничивать эти «свободолюбцы» отнюдь не рвутся. Эта власть «идейно близкого». Пусть будет пошире.
* * *
Трампизм оказывается своеобразным баптистским либертарианством. Микс Хоук в той же программе объяснял: социалист, увидев нищего, даст ему доллар, а капиталист даст ему работу. Это, конечно, уже какой-то совершенно совковый, большевистский способ мышления, как обличение бухаринских выродков в «Правде». Кстати, исходит от людей, которые совершенно не капиталисты, мягко говоря, которые за свою жизнь столько халявы получили, что ни одному социалисту не снилось. Они в США сбежали, получили гражданство не за квалификацию, а как «гонимые». Но главное в другом — всё Евангелие отменяется. Милосердный самарянин — социалист!
А по факту — капиталист как раз даст доллар, и не один. Потому что работу пускай человек ищет сам. Только очень неквалифицированную работу можно дать человеку с улицы. Рынку труда нужны не землекопы и не садовники — любимый пример либертариан это про садовника, на пару часов. И вот Трамп — наймёт подстричь газон и заплатит гроши. Потому что безработных — толпа. Спрос превышает предложение, даже если отсечь «латинос». И платят столько, что не хватает на жильё, да и на еду. Безработица как бы понижается, но люди работают не на полные ставки, так что уровень жизни в целом не растёт — ну, у богачей-то растёт, да, электромобили не для садовников изготавливают. В университетах всё меньше людей на полные ставки, всё больше совместителей — абсолютно та же стратегия, что в путинской России, чтобы не вякали, боялись увольнения в любой момент. Ну, конечно, когда лопнет очередной биржевый пузырь, уж о себе-то эти буржуины подымут вой: мы системообразующие, нас полпроцента, не дайте нам разориться, а то весь мир рухнет. Уж у них-то свой профсоюз, профсоюз миллиардеров, действует..
Интересно, что крайности сходятся. Крайне правые так же обличают безволие «общества потребления», как и крайние левые. Жанр «зомби-апокалипсис» — это ведь и фантазии «праваков» о том, что делать, когда кончится засилье «левых». Ведь «левые» они что? Они ломают людей, обезволивают, превращают их в зомби. Я, вы, все, кто не с Трампом, Путиным или Натаньяху, мы для них зомби, алчущие их денег, их домов, их комфорта, а они отстреливаются из своих чудненьких миленьких коттеджей...
Чему противостоит фильм «Откровение Илии» (в русском прокате «Книга Илайи», что снимает аллюзию на библейского пророка), где главный герой как раз Обама, чернокожий, рвущийся к свободе — и свобода есть осуществление пророческого призвания. По пути он попадает в разрушенном мире на оазис — домик, в нём симпатичная пара, словно атомной войны и не было... Правда, потом оказывается, что пара людоедствует, живёт, заманивая к себе бродяг.