Начало XXI века ознаменовалось редким явлением: один папа на пенсии, другой правит. В Средние века такое было, но в Модерн статус римских пап значительно изменился, что проявилось в учении о папской безошибочности. Конечно, ушедший на покой папа уже не выступает «с кафедры».
На самом же деле, Пап Римских уже и в ХХ веке было более, чем два, и в XXI их много, слава религиозной свободе. Разумеется, друг друга все они (кроме связки Бергольо и Ратцингера) считают «неправильными папами». Потому и становится человек римским папой при живом (живых) римском папе, что считает его ненастоящим, «антипапой». С прискорбием, но смиренно затыкает собой пробоину в церковном корабле.
С точки зрения не католика, невозможно определить, кто «настоящий» римский папа. В смысле слов — догматика, апостольское преемство, оправдание своего папства — все они примерно одинаковы, упирается всё в недоказуемую благодать.
Остаётся лишь количественный критерий: у кого больше денег, последователей и т.п. Но это, конечно, совершенно не церковный способ — Церковь ищет не количества, а правды. Об этом чудная «Повесть об антихристе» Владимира Соловьёва. Так что осторожнее — вдруг неучтивая продавщица в частной жизни настоящая, в глазах Божиих, римский папа...
Вот некоторые.
Швейцарец Иосиф Одерматт, Папа Петр III в движении пальмариан. Папа с 2016 года (его предшественник женился, бросил религию и освободил престол).
Дэвид Боуэн, Папа Михаил III, Канзас, Папа с 1990 года.
Папа Рафаэль Тит Отьено, с 2004 года, в «Легионе Марии», западная Кения.
Папа Роман Онгомбе, с 2010 года, соперник предыдущего, тоже в Кении.
Папа Лин II, в миру Виктор фон Пенц, с 1994 года, уроженец Южной Африки, выбран конклавом в Ассизи, живёт в Хертфоршире, Англия.
Папа Александр IX, в миру Хоакин Льоренц, с 2005 года, выбран в испанском городе Эльче под Аликанте.
Ещё один папа Александр IX, в миру Алехандро Томас Грейко, с 2008 года, в Буэнос-Айресе.
Афанасий I, в миру Брайан Ричард Клейтон, с 2011 года. Полицейский из Чикаго, семинарист и т.д.
Мне полицейский больше нравится. Тут хотя бы профессиональная подготовка та, что требуется для Римского Папы. Впрочем, Бергольо вроде работал вышибалой.
Что до фильма. Голливудщина в обоих смыслах. Великолепные пейзажи, изумительные актёры (ну, Хопкинс!), но полное непонимание сути. Ратцингер кается в терпимости к священникам-педофилам — это вообще бред, потому что как раз Ратцингер постоянно требовал от Войтылы дать по рукам геям. О ключевом пункте — биоэтике (против абортов, презервативов, зачатия в пробирке, эвтаназии, ну и геях) — упомянуто один раз, в начале. Но не сказано, что по этому пункту и Бергольо, и Ратцингер абсолютно одинаковы.
Проблема вообще в другом. В информационную эпоху Ватикан вызывает оторопь полным отсутствием обратной связи. Причём, широким католическим массам именно и нужно, чтобы в океане информации и коммуникации был такой островок, где можно отдохнуть и побыть дитём. К православным, протестантам, к иудеям, да и к атеистам это тоже относится. Докинз тот ещё римский папа. А нет обратной связи — так и не о чем говорить, буквально. Папа может быть либерал, может быть консерватор, но если он без обратной связи — да какая разница!
Какая разница, кто там в Ватикане, если папы менялись, а оставалось неизменным одно: на меня Ватикану наплевать, и представителям Ватикана на меня наплевать. В этом смысле что Ватикан, что Московская Патриархия... А я не то, чтобы не люблю, когда на меня плюют — хотя, пожалуй, скорее не люблю — но... пусть плюют, но пусть говорят со мной! А эти даже уже и не плюют, но всё равно не говорят. И не только со мной! Ну, Церкви отвечают тем же, и она изображает из себя обидчивость: ах, секуляризация! Ну и пошли вы все! Ну, все и идут. Альтернативные папы совершенно не лучше, даже хуже — они все правее Ватикана. Ещё надутее.
Кинофильм же «Два папы» (2019 год) же всё свёл к неприличию, к биологии — то есть, к крови и почве: сидят аргентинец и немец, болеют за свои футбольные команды. Вспомнился сразу анекдот про Вторую мировую, напуганный мальчишка-гитлерюгенд стреляет в подозрительного поляка, вдруг голос Божий: «Не стреляй, Я его сделаю папой римским!» — «А почему он, а не я?» — «Ну, давай и тебя сделаю, но после него».