В 2019 году возродился сайт «богослов-ру», руководит П.Великанов, который рекламирует у себя новые статьи.
Во-первых, секретарь богословской комиссии Синода МП Андрей Шишков (р. 1983) обличает патриарха Константинопольского и всех, кто согласился с автокефалией ПЦУ. На самых высоких тонах: «2018-2019 годы войдут в историю мирового православия как поворотные. В учебниках церковной истории будущего эти годы будут сравнивать с 1054 годом, когда произошел разрыв евхаристического общения между Константинопольским и Римским престолами».
При этом Шишков преподает в Высшей школе экономики, координатор «Фонда Джона Темплтона в России (2011–2019). Участник международных научно-исследовательских проектов «Постсекулярные конфликты» (Инсбрукский университет, Австрия) и «Православие и права человека» (Университет Фордхэма, США)».
Вы не знали, что РПЦ МП — крупная правозащитная организация? А вот американские университеты это теперь знают! «Полезные западные идиоты»...
Великанов помещает и статью А.Кордочкина — священника при российском посольстве в Испании. Ранее Кордочкин воспевал Франко, но в этой статье он выполняет другое задание и хвалит Кинга. Собственно, возрождается ситуация 1960-1980-х годов, когда в «Журнале Московской Патриархии» активно боролись за мир — против американского милитаризма, не против же ввода танков в Чехословакию. Активно боролись за права человека — чернокожих в США, не евреев в СССР-России. Правда, Кордочкин в последнем абзаце переходит на российскую тему:
«В России же у тех людей, которые борются за честные выборы, или против бесконтрольного обогащения «ближнего круга» и верхнего эшелона власти, или за справедливый суд, по большей части нет ни христианских лидеров, ни ясного понимания того, что их стремление к действию есть императив их веры. Более того, в этих кругах многие относятся к Церкви враждебно, видя в ней декоративно-идеологическую приставку к государственному аппарату. Полагаю, этому есть объяснение. Годы советской власти сделали свое дело, и процент людей, общественная и политическая жизнь которых открыто мотивирована их верой, крайне мал. Для многих религия — это то, что происходит в стенах храма, поэтому политическая жизнь оказывается изолирована от религиозных убеждений и мотиваций».
Это обесценивание всех тех участников демократического движения — от 1960-х годов до наших дней — которые отлично понимают, что их действия порождены их верой. Кордочкин продолжает операцию, начатую «письмом 36 священников», которые просили власть не больно наказывать участников протестного движения. Операция «Имитация»: вот вам новый Якунин, лучше прежнего. У вас нет «христианских лидеров», но вот я, я ваш самый христианский лидер!
Одновременно отбеливается добела патриарх Кирилл и верхушка МП — они-де вовсе не «декоративно-идеологическая приставка к государственному аппарату». Впрочем, своя правда в этом есть: это идеологическая приставка не декоративная, а очень даже действующая, отрабатывающая привилегии и деньги, получаемые от Кремля.
Увы, тем не менее Кордочкин сформулировал очень точно — он именно работает (и активно) в декоративно-идеологической приставке к государственному аппарату». Никаких новых требований к власти в его статье не содержится. Одно вялое «ходатайство» — и огромный свисток — мы-де настоящие правозащитники, а не всякие там само-пиарщики.
Только вот Мартин Лютер Кинг не письма в Белый Дом с «печалованиями» за чернокожих подписывал. К тому же в США не было проблемы борьбы с деспотизмом, а вот в России именно эта проблема — а не коррупция или несправедливый суд — явлется ключевой. Хотя поклонник Франко должен считать кремлёвский деспотизм позитивным явлением.
А также статья Леонида Севостьянова о религии и блокчейнах, совершенно бессмысленный набор слов:
«Религиозные институты больше не смогут конкурировать с блокчейном в удовлетворении повседневных житейских потребностей и научного познания. Но блокчейн не имеет власти над метафизикой. Религия, очистившая религиозное чувство от бытовых и коммерческих наслоений, помогающая человеку в его метафизической навигации, вновь станет жизненно необходимым институтом для общества будущего».
Эта статья интересна тем, что Севостьянов, как и Кордочкин, и Шишков тоже крепко завязан на Алфееве и зарубежных проектах РПЦ МП, представляя «как бы старообрядчество». Зашумливает информационную среду — самым забавным было, когда жена Севостьянова, оперная певица (да-да, жена старообрядца — оперная певица) заявила, что Папа согласился приехать в Россию к ней лично, и доказывала это тем, что дом на Таганке, где она живёт, стали ремонтировать.