«Яков

Оглавление

2019 год: либертарианин Егор Жуков о Христе

4 декабря 2019 года Егор Жуков (род. 1998), студент Высшей Школы экономики, изучающий политологии, произнёс «последнее слово» на суде, где его обвиняли в экстремизме. Через два дня его освободили — приговорили к 3 годам условно (прокурор просил 4 года).

Речь Жукова произвела большое впечатление, он говорил о Христе, об ответственности и любви. Но главная направленность мысли вполне чужда свободе, о «свободе тела и духа» говорится мимолётно. На первом месте — коллектив. Возможно, именно поэтому речь нашла горячий отклик у далеко не свободолюбивых людей, у законченных конформистов.  «Честный труд на благо людей». На первом месте не человек, а люди, общество, страна. Не творчество, не создание нового, не истина, а «благо людей». Мировоззрение… Мировоззрение похоже на буддистское, мол, жизнь есть страдание, но… Но трудись на благо людей. Но это не буддизм и не стоицизм. Это отчаяние, замкнутое на себе. И что же на первом месте, с чего начинается речь и что её более всего наполняет? Не свобода, которая упоминается один раз, не права человека, которые упоминаются один раз, не мир — что Россия воюет, это вообще не упоминается. На первом месте коррупция! Имущественное расслоение!

Это абсолютно ленинская риторика. Если бюрократ будет честный и получать как рабочий — что декларировал Ленин, сам получивший, напомню, роскошную усадьбу в единоличное пользование, не считая целой страны со всем содержимым — если будет персонаж типа Путина, каким его приветствовали — скромный серый работящий честный полковник — то всё будет отлично.

Ответственность и любовь, повторяет Жуков. Не свобода и право, а ответственность и любовь. Ответственность — это слово из словаря власти, насилия, наказания, иерархии, а не из словаря свободы. Путин вполне за ответственность. Любовь… Вот и Соловьёв про любовь. Не трогайте любовь! Социальная жизнь, политика, государство, — не надо припутывать сюда любовь. Любовь это вообще о другом. Свобода, ненасилие, права, — да, а любовь — не надо профанации. Где говорят о любви, там точно будет несвобода. Тем более, что речь идёт о любви к России, стране, коллективу. Это мышление позавчерашнего дня. Это мышление трампизма. Это всё то же державничество, что у многих квази-либералов. 

Жукова беспокоит, что население России убывает каждый год на 400 тысяч человек — меня больше беспокоят те, кого убивают русские за пределами России. А что нас становится меньше, это подтверждает, что мир довольно рационален, порок наказывается, если пилить сук, на котором сидишь, ходить на совет нечестивых и т.п. — худо будет.

Есть мир, человечество. Жуков в конце неожиданно перестаёт о страдании и оптимистически: «Я смотрю вперед, за горизонт годов и вижу Россию наполненную ответственными и любящими людьми». Ну что за иррационализм! Я смотрю вперёд и вижу планету, где Россия, как и сегодня, гниющее болото, смертельно опасное для человечества. Атомная бомба делает Россию не реформируемой. Преодолимо ли это — не знаю. Знаю, что этой заразой коллективизма больны и другие страны, но только мы так опасны для окружающих. Такие вот видения не слишком хороший симптом. Мыльные пузыри обладают свойством лопаться.

Что до «ответственности», то надо выбирать. Либо ответственность, либо любовь. Любовь безответственна. Любовь прощает, ответственность наказывает и принимает наказания, а прощения не принимает. Избавь нас, Боже, от ответственных людей. Ограничимся теми, кто стремится к свободе и налаживанию социальных связей.

Жуков правильно говорит, что государство ведёт курс на разобщённость. Только вот проблема: разобщённости протестное движение противопоставляет солидарность, а не общение. Но солидарность — довольно опасная штука. Это монолитность. Солидарность не любит дискуссий, Солидарность неспособна к самоочищению. Солидарность готова солидаризоваться со всяким — и с нацистом (откуда в протестном движении такое количество нациков), и с коммунистом-ленинцем. Но строить-то надо не солидарное общество, а свободное, общающееся. «Общество» от слова «общение». И то, что в протестном движении преобладают не слова, а жесты, это очень плохой симптом. Это проявление одичания, неспособности строить партии, движения, «фильтровать базар».

Родимое пятно здесь — именно акцент на деньгах, на коррупции, на неравенстве, на богачах.  Это очень нездоровый акцент, и мы это уже проходили, и лучше этого не повторять. Кажется, что это лёгкий путь, чтобы привлечь на свою сторону симпатии «народа». Но это самообман и обман, и уже 8 лет демагогия о коррупции (демагогия, потому что ищут коррупцию не всюду, а очень избирательно) не приносит никаких плодов. Больше ли привлечёт людей лозунг свободы, прав человека, ненасилия? А нельзя ставить вопрос манипулятивно — что принесёт симпатии большинства — не означает обрекать себя на поражение (хотя и это тоже), но означает обрекать себя на ложь и коррупцию уже не финансовую, а душевную.

У меня, грешным делом, есть свои лакмусовые бумажки. Быков, Зубов, Кураев. Путиноидные искусство, наука, религия. Это трое одобрят лозунг «ответственность и любовь»? Конечно. И про солидарность непременно скажут — вот я для них плохой, потому что я с ними не солидарен. А про Россию с ответственными и любящими людьми им вообще ужасно понравится. А я для них безответственный человеконенавистник. В общем, Жуков из Вышки, и его обличитель Евстафьев из Вышки, а я из — как это сказать — Нишки? Низшки? В общем, из канавы, мимо которой проносятся лакированные авто как оппозиции, так и антиоппозиции.

В похвалу Жукову скажу, что он непоследователен. Жуков либертарианин, а какое дело либертарианину до государств, стран, до того, что кто-то богат, а кто-то беден? Где в «Атлант расправил плечи» какая-то печалька о бедняках и нищих? Нигде! С точки зрения Ренд все эти жалобы, что мало платят, просто маскировка лени и халтурного отношения к работе. Думаю, и Путин вполне либертарианин.

Речь Жукова вызвала большой энтузиазм у свободолюбивых верующих — с неожиданной стороны проповедуют Христа. Но Христос в деталях. Во-первых, Жуков, мне кажется, просто использует Христа — образ Христа. Он ведь начинает с того, что власть-де ссылается на христианские ценности. Однако, власть ссылается не на христианские ценности как таковые, а на ценности религиозного фундаментализма. Это ценности архаической культуры. Ничего специфически христианского, к примеру, в милитаризме нет.

Война принималась как норма и в Библии, и буддистские правители воевали, вроде бы и мусульмане воевали, но тут я не вполне уверен, да и атеисты вроде тоже не все поголовно пацифисты.

Может быть, Жуков просто пытается переиграть власть на её территории? Путин за ответственность и за любовь, и Жуков за них, только показывает, как их надо правильно понимать. Для этого указывает на Господа Иисуса Христа, несущего крест Сына Божия.

Что тут плохого, кроме хорошего? Во-первых, несение креста вполне может быть — и бывает — символом конформизма. Господь терпел и нам велел. Это, конечно, не так, и конформизм тоже не специфически православное явление. Путин тоже несёт тяжкий крест власти — или гребёт на галерах.

Во-вторых и в главных, Иисус мог бы и не нести крест. Это уж мы Его так встретили и проводили. Главное — что Он воскрес.

Если не было воскресения, сказал апостол Павел, всё бесполезно. Потому что если не было воскресения, то нет настоящего — того настоящего, в котором Иисус просто есть.

Если не было воскресения, то Иисус один из вереницы благородных, но побеждённых людей. Но было воскресение, есть Воскресший. Сегодня. Сейчас. К Нему можно обратиться, можно не обращаться, но главное — Он обращается к человеческому внутри человека. Он говорит, Он даёт второе дыхание, он учит.

Чему учит Дух Христов? Тому, что твои проблемы — животные, потому что они твои. Честные выборы в Москве это проблемы животные, а оккупация части земель Украины, Грузии, Молдавии, Финляндии, Японии, Германии твоей страной — это проблемы человеческие. Человек начинается там, где начинается другой человек. Люди, проходившие мимо израненного разбойниками человека, спешили, возможно, на пикет за честные выборы.

 

Текст речи: БЯК, 21 век, по алфавиту.

См.: Протестное движение. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - Указатели.