В Библии кони — нечто роскошное и ужасное. Они у египтян и у Бога. Чудо Исхода в том, что египтяне гонятся за евреями на конях, но не догоняют. Исайя подбадривает: «И египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух».
Величие Божие в том, что у Бога есть кони. Илию увозят «кони огненные», и кони эти «быстрее орлов» (Иер 4:13). Да и во всадниках Апокалипсиса внимание не на всадниках, а на конях, что продолжает традицию пророка Захарии.
Ничего оригинального в таком отношении к коням нет. Троянский конь тоже был вариацией на «и примешь ты смерть от коня своего», созданной безлошадными людьми. Троянцы разводили коней, торговали ими — по тогдашним временам это была передовая технология. В Египет кони появились с захватчиками XVII века, и захватчики эти, скорее всего, были из той же Малой Азии, где Троя.
Геродот упоминает, что первый конный отряд спартанцы сформировали в его время, а до этого пешком сражались. Ахилл с презрением отзывался о троянцах — ишь, коневоды... Ну, не лично Ахилл, а Гомер, так ведь «Илиада» создавалась примерно в ту же эпоху, что рассказы о Моисее и Соломоне, и схожей ситуации: новые народы приходят на место древних богатых царств. Новички завидовали, и презрение их было презрение завистливое. Зелен виноград. Зависть фермера к юнцам в Силиконовой долине. И троянский конь это, конечно, литературная фантазия, издевательская шутка. Как если бы для нападения на Силиконовую долину бандиты забрались внутрь системного блока, поставив его на дороге.
Ужас «халдеев» описывает Аввакум: «Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу».
(Авв 1:8).
«И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы».
(3 Цар 4:26), Какой был крик, когда в 1920-е годы археологи нашли в Мегиддо конюшни на 450 лошадей — мол, ура, Библия точна! Ничего Библия не точна, и это проблема не Бога, а людей с нашей склонностью перед боем выпячивать грудь, бить в неё и кричать «я сильнее тебя, у меня ракеты ракетнее, танки танкистее, солдаты солдатнее». Библия, кстати, утверждает, что Мегиддо был построен Соломоном, хотя город процветал задолго до евреев, это был как раз форпост египтян. Да и пятьсот стойл — не 20 000, нестыковочка получается.
Хорошая новость: если про коней фантазия, то и сотен наложниц у Соломона не было. А то жалко ведь женщин!
Впрочем, когда раскопки в Мегиддо продолжились в 1990-е годы, выяснилось, что конюшни относятся не к Х веку, когда жил Соломон, а к IX и VIII. То есть, величие было у тех царей, которых набожные евреи решительно осуждали за пренебрежение к родной религии. Набожные-то жили в Южном Царстве, несравненно менее развитом и богатом, а Мегиддо — это Северное Царство, близко к Сирии, близко к морю. Эта разница между регионами обусловливается географией, поэтому и в наши дни Иерусалим это одно и довольно азиатское явление, а мегаполис от Хайфы до Тель-Авива это совсем другое, и вполне финикийское по духу, и взаимная недоброжелательность очень похожа на древнюю вражду недоразвитых евреев с американоподобными филистимлянами.
Археолог Норма Франклин предположила, что этот комплекс потому существовал, что тут дрессировали лошадей. Руководитель раскопок проф. Израиль Финкельштейн считает, что Мегиддо — место, куда прибывали кони из Нубии, где их разводили уже давно, и подготавливали для использования в колесницах, что многократно повышало стоимость животных, а затем продавали на север и восток, в Сирию и в Вавилон.
Мегиддо созвучно Армагеддону по той простой причине, что «армагеддон» — это «долина у Мегиддо». Может, именно специализация города на подготовке конец для боевых колесниц сделала его местом с репутацией полигона, где испытывается ядерное оружие.
А ведь мы с женой проезжали через Мегиддо, и даже не раз, по дороге в Цфат и обратно. Ну, город как город, даже останавливаться не стали. Пусть другие сражаются, мы мирные люди.